Россию подводят к необходимости силой заставить Украину выполнять Минские соглашения
Москва, Берлин и Париж практически в унисон заявили: план экс-президента Украины Леонида Кравчука по Донбассу — это отказ от Минских соглашений. Дело в том, что во время виртуальной встречи советников глав государств в рамках «нормандской четверки» Украина представила дополненный так называемый «план Кравчука» по реинтеграции Донбасса. Впрочем, особой новизны там нет — повторяются те же требования, которые слышны со времен Петра Порошенко: «сдать» Донбасс Украине безо всяких обязательств со стороны Киева.
Главное требование — контроль над границей с РФ, притом прямо сейчас, до начала избирательной кампании в органы местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) по украинскому законодательству. Далее — полная демилитаризация ОРДЛО, включающая вывод тяжелого вооружения, разоружение и демобилизация всех военных подразделений с одновременным возвращением в регион Вооруженных сил Украины.
Вместо всеобщей амнистии по «Минску» — правосудие с избирательным индивидуальным подходом.
При этом почему-то есть требование отмены указа президента РФ об упрощенном порядке предоставления гражданства РФ жителям Донбасса. Еще требуют возвратить национализированное имущество украинских физических и юридических лиц (лоббистом этого пункта, видимо, является бывший донецкий олигарх Ринат Ахметов).
Согласятся ли с таким существенным пересмотром Минских соглашений в Москве, Донецке, Луганске, да и в Париже с Берлином? Мы задали этот вопрос украинским экспертам.
Журналист Владимир Скачко считает, что все эти «планы» — лишь сотрясание воздуха и ничего больше. По его мнению, Россия откажется от «Минска-2» только в двух случаях: если ее заставят силой либо предложат что-то более выгодное в отношении Украины.
Например, раздел этой несчастной страны с отходом к России левобережной Украины, и тут главный вопрос: с Киевом или без него?
Все остальное, как говорят на Украине, бздура (то есть ерунда) и болтовня для сокрытия подлинных планов и желаний (а, может, и переговоров на эту тему).
В процессе урегулирования после 2019 года особо прогресса не наблюдается, но идут обсуждения и вырабатываются варианты, отмечает аналитик KyivStratPro Алексей Бебель. Каждая из сторон вправе предлагать свое видение урегулирования ситуации, однако насколько приемлемы такие предложения всеми сторонами — вопрос в каждом случае дискуссионный. Если они будут отвергнуты, то нужно видеть, почему и какие встречные предложения будут от этих участников. Что же касается дальнейших перспектив работы, то на сегодня прогноз дать невозможно: слишком много факторов, которые могут повлиять на ход переговоров.
Политтехнолог Василий Стоякин саркастически замечает, что если Киев и дальше будет уклоняться от взятых на себя обязательств, то это закончится тем, что в итоге введут новые санкции против России, так как других вариантов у Берлина и Парижа попросту нет. Украина не выполняет подписанные ею Минские соглашения с 2015 года, но пока что все это ограничивается именно санкциями против России.
Такое впечатление, что Москву подводят к необходимости самой заставить Киев выполнять «Минск».
«Судя по всему, немцы и французы попробуют немного надавить на Киев, чтобы мы начали, наконец, что-то выполнять из Минских соглашений и договоренностей на нормандском саммите 2019. Однако Зеленский ничего не сможет сделать — он слишком слаб, и поэтому все останется так, как есть. До тех пор, пока Владимир Путин не решит активничать или новый президент США Джо Байден его не спровоцирует», — полагает директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков
«Давайте исходить из того, что Киев, Москва, Берлин и Париж — это официальные подписанты Минских соглашений; соответственно, называть какие-либо предложения планом мы можем только в том случае, если есть согласие всех четырех стран — гарантов "Минского протокола" и "Комплекса мер в поддержку Минских соглашений"», — констатирует политтехнолог Владимир Третьяков.
«За без малого 6 лет с момента подписания "Комплекса мер" в феврале 2015 мы видели самые разные предложения, которые СМИ называли планом. Можно вспомнить и "мирный план Порошенко" еще в июне 2014, и "план Мореля", и планы самых разных политиков, которые возникли и закончились у них в голове. Все эти планы муссировали СМИ. Но, скажем, по сравнению с мирным планом Виктора Медведчука все они были изначально нежизнеспособны, потому что ключевые игроки их даже не рассматривали. А соответственно, и обсуждать нечего», — полагает эксперт.
Еще одно требование — мирный план должен соответствовать Минским соглашениям. Вот почему и Кремль поддержал, и непризнанные ДНР и ЛНР публично согласились выполнять план Медведчука, который базируется на Минских договоренностях и предлагает вариант их реализации принятием законов Верховной радой (об амнистии, проведении местных выборов и так далее), подчеркивает политтехнолог.
И, наоборот, ни одна, даже самая детальная программа действий не имеет шансов, если противоречит «Минску».
Вот и ответ, почему идеи Леонида Кравчука (их нельзя назвать планом) изначально не имеют шансов на жизнь. Собственно, именно так и надо понимать позицию Парижа, Берлина и Москвы.
«Как будет развиваться ситуация дальше? Можно на 100% утверждать одно: какие-либо перспективы может иметь только план, имеющий привязку к Минским соглашениям. Если завтра появится новый план Зеленского, Порошенко, Тимошенко или даже Байдена, но этот проект будет противоречить тому, что написано в Минских соглашениях, то не стоит даже тратить время на их обсуждение», — уверен Третьяков.
Глава делегации Украины в ТКГ Леонид Кравчук считает, что особый статус Донбасса в Конституции Украины невозможен, так как «унитарная» страна превратится в «федеративное государство с невиданной ранее в мире формой существования». Не будем снова рассуждать на тему панического страха украинских политиков перед федерализацией, хотя их метрополия США и самое мощное европейское государство Германия являются федерациями. Просто можно открыть Конституцию и прочитать там о наличии Автономной Республики Крым и двух городов с особым статусом (Киев и Севастополь).
Так что с 1996 имеем нонсенс: унитарное государство с «невиданной ранее в мире формой существования», то есть с элементами федерации.
Вдобавок, требуя воплощения идеи-фикс о разоружении сепаратистов и возвращении контроля над границей с одновременным вводом в регион ВСУ (а за ними подтянутся и радикалы), пан Кравчук не дает никаких гарантий безопасности местных жителей. И никто не дает.
А ведь такие «патриоты», как министр по реинтеграции Алексей Резников и ему подобные, обещают дончан загнать в фильтрационные лагеря, чтобы принудить их к декоммунизации, украинизации и прочим «европейским ценностям».
А наивных людей, способных верить на слово хоть Кравчуку, хоть Зеленскому, не осталось ни в ОРДЛО, ни на Украине.
Да и, пожалуй, в Европе тоже. Что и подтверждает провал переговоров в «нормандском формате».