Американцы штампуют «страшилки» про Кремль и перетягивают Беларусь на свою сторону
Анна Фалалеева
В работе стран Запада по Беларуси особенно активны экспертно-аналитические центры, называемые также «фабриками мысли» (Think tanks). Публикуемая часть их работы на белорусском направлении является неприкрытой пропагандой, призванной убедить белорусов, что Россия спит и видит, как бы ей оккупировать Беларусь. Донесению этого тезиса до белорусской аудитории посвящена даже такая узкоспециальная отрасль аналитики, как анализ энергетических рынков.
Пандемия коронавируса стала настоящим испытанием и главным фактором развития сценария для ведущих экономик мира в 2020 году. Именно распространение COVID-19 привело к нестабильности цен на ресурсы и другим негативным последствиям. Однако в формировании будущего энергетических рынков и геополитических процессов обычно участвует несколько факторов. Не стоит забывать и о неусыпной деятельности западных «фабрик мысли», заявил на конференции Института стран СНГ экономический аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Алексей Авдонин.
Онлайн-конференция «Конъюнктура мирового рынка нефти и газа: внешние шоки и геополитические риски» прошла в Институте стран СНГ с участием политологов и экономистов из России и Беларуси. Они обсудили геополитические факторы и риски внешних шоков на рынках нефти и газа в условиях нестабильности и с точки зрения их преодоления.
Экономист Авдонин акцентировал внимание на энергетических рынках Восточной Европы. Аналитический портал RuBaltic.Ru представляет вниманию читателей основные тезисы его доклада «Международные фабрики мысли как фактор формирования будущего геополитических процессов и энергетических рынков на примере Республики Беларусь».
Эксперт убежден, что тема энергетики и геопроцессов является первоочередной для так называемых «фабрик мысли» (от английского think tank — «мозговой центр», «аналитический центр) — организаций, которые конструируют мировую повестку дня, но, в отличие от СМИ, всегда имеют научно-исследовательскую специфику и представляют мнения экспертов в той или иной области.
Основная часть таких «фабрик мыслей» сосредоточена на Западе, прежде всего в США, которые любую ситуацию пытаются использовать в своих интересах.
Авдонин исследовал деятельность американских think tanks в контексте «нефтяного конфликта» между Россией и Беларусью на примере аналитических центров Stratfor, Amerikan Thinker, а также отраслевых энергетических изданий EnergyWorld, Resilience и PiperLineGas Journal.
«Из-за конфликта с Россией "фабрики мыслей" превращают Беларусь в новую "горячую точку" между Западом и Востоком. Западу необходимо не упустить момент по "перетягиванию" Минска на свою сторону», — отметил экономист, представив статьи по «нефтяному спору» аналитического центра Stratfor.
Таким образом, излюбленная концепция Запада, согласно которой Россия — главный враг, а все зло в мире исходит от Кремля, не только остается неизменной, но и подкрепляется мнениями влиятельных американских экспертов.
Беларусь при этом трактуется как невинная жертва обстоятельств, которую при случае можно «переманить» на свою сторону.
«Другой пример — статья националистического американского исследовательского центра Amerikan Thinker, в которой оправдываются санкции США против "Северного потока — 2" и России. В ней говорится, что энергетика — политический рычаг давления Москвы в ее внешнеполитических амбициях, и именно поэтому она прекратила поставки нефти в Беларусь в начале 2020 года», — сказал Авдонин.
Россия в представлении американских «фабрик мыслей» занимает особое место как источник «агрессии».
Любой конфликт или спор с участием России — лишь повод для «страшилок» о новом «крымском сценарии».
В этом аналитические центры ничем не отличаются от обычных СМИ.
«Канадский канал CBC, описывая ситуацию с нефтью (между Россией и Беларусью — прим. RuBaltic.Ru), делает одиозные выводы про "крымский сценарий" — принудительное включение Беларуси в состав России за счет фактического применения "экономического эмбарго" в отношении Минска, объясняя это тем, что экономика Беларуси напрямую зависит (на 80%) от энергоресурсов России и от экспорта национальной продукции на российский рынок (более 50% от экспорта), и затягивание решения вопроса по интеграции и энергоресурсам приведет к неминуемому коллапсу экономики страны», — указал эксперт.
Такие выводы американских think tanks сложно назвать голословными. Они весьма кропотливо отслеживают ситуацию, оперируют реальными фактами, однако умеют преподнести ее в выгодном для себя свете. В этом особенно преуспели отраслевые энергетические издания, такие как EnergyWorld, Resilience, PiperLine&Gas Journal.
«Конфликт по нефти между Москвой и Минском они описывают так, будто российские энергетические компании пытаются "распихать" избыток нефти (образовался от политического решения Кремля остановить экспорт нефти в Беларусь) на свои резервные хранилища. При этом ситуация нагнетается из-за вероятности перебоев поставки нефти на европейский рынок, что якобы подтверждает непоставка Беларусью более чем 100 тысяч тонн нефти на немекций нефтеперерабатывающий завод Raffinerie GmbH, а также снижение объемов транзита нефти в Польшу из-за ремонта газопровода "Дружба" белорусской стороной», — сказал эксперт.
Каким бы ни был финал «нефтяного спора» России и Беларуси, присутствие «третьих лиц» в отношениях государств по-прежнему неизбежно.
Разногласия с Москвой в энергетической сфере для Запада в любом случае должны привести к заходу на белорусский рынок западных компаний.
Американская и европейская нефть должна заменить российскую, а вместе с тем открыть Западу еще одну возможность влияния на геополитический климат Восточной Европы.