Показатели грузооборота морских портов и железной дороги Латвии продолжают обновлять рекорды падения. Об агонии транзитной отрасли уже открыто говорят власти Латвии. Замедлить эту агонию могли бы грузы из Беларуси, однако руководство Латвии де-факто само от них отказалось, упустив прекрасную возможность промолчать о белорусских протестах. Остается последняя надежда — на то, что Россия поделится с Латвией белорусским транзитом.
На прошлой неделе делегация Республики Беларусь посетила Ленинградскую область. В состав делегации вошли руководители «Белнефтехима», «Беларуськалия», «Белорусской железной дороги».
Главная цель визита — условия переориентации белорусского грузопотока со стран Прибалтики на Россию.
«Ленинградская область сегодня вошла в число крупнейших терминалов России. Та же Усть-Луга переваливает более ста миллионов тонн грузов. В перспективе — до 180 миллионов тонн», — заявил губернатор Ленинградской области Александр Дроздов и предположил, что грузооборот Усть-Луги и других морских портов региона в ближайшие годы выйдет на проектную мощность благодаря грузам из Беларуси.
Планы переброски белорусского транзита из Литвы на северо-запад России многие встречают со скепсисом, потому что такие планы предлагались уже много раз. Минск неоднократно грозил Литве потерей транзита, обещал российским транспортникам белорусские грузы, однако пока нефтепродукты и калийные удобрения из Беларуси как ни в чем не бывало обслуживает Клайпедский порт.
В то же время у Минска никогда еще не было настолько острого политического клинча с Вильнюсом, а задача переброски белорусского транзита на Россию ранее не согласовывалась на столь высоком уровне. Это одна из договоренностей Путина и Лукашенко на первой после выборов 9 августа встрече президентов России и Беларуси.
Так что в этот раз уход белорусского транзита в Россию более вероятен, чем когда-либо ранее. Неоднократно говорилось о том, как это плохо для Литвы. Однако есть и второй проигравший. Латвия.
Вместе с белорусскими грузами уходит последняя надежда Латвии спасти свою транзитную отрасль, переманив белорусский грузопоток из литовской Клайпеды.
Когда в августе Лукашенко заговорил о переориентации транзита, речь изначально шла об отказе сотрудничать с Литвой, а не со всей Прибалтикой. Уход белорусских госкомпаний из Клайпеды представлялся адекватным ответом на неадекватное поведение Вильнюса, который грубо лез во внутренние дела Беларуси. Вводил санкции, призывал к тому же Евросоюз, объявлял Александра Лукашенко «бывшим президентом» и раскручивал Светлану Тихановскую на Западе как «единственного народного лидера Беларуси».
Латвии в этой ситуации нужно вести себя в соответствии с известной китайской мудростью: сидеть на берегу реки и ждать, пока к ней из Литвы приплывут белорусские грузы.
Потому что Минск уже прорабатывал план переброски грузопотока именно на Латвию из-за скандалов Литвы по поводу Белорусской АЭС.
С экономической точки зрения, до Риги и Вентспилса из Беларуси ехать ближе, чем до Приморска и Усть-Луги; соответственно, и цена перевозки ниже. С политической точки зрения, Минск дорожит отношениями с западными соседями, и если нормальные отношения с Литвой иметь в принципе невозможно, он тем более должен был ухватиться за возможность делового сближения с Латвией.
Так что у Риги в августе были на руках все козыри. Однако латвийская власть упустила роскошную возможность промолчать и вместе со всеми принялась объявлять Лукашенко нелегитимным, показательно выделять из бюджета деньги на поддержку «гражданского общества» Беларуси, переманивать у «последней диктатуры Европы» айтишников и отбирать у Минска Чемпионат мира по хоккею.
В результате этой парадоксальной с точки зрения латвийских национальных интересов политики Латвия теряет не только белорусские грузы, но и надежду хотя бы замедлить обрушение своей транзитной отрасли за счет грузов из Беларуси.
Этот момент особенно примечателен, потому что последние два-три года латвийская транспортная отрасль только надеждой на белорусский транзит и жила, а в нынешнем году положение дел в ней стало откровенно катастрофическим. Грузооборот Рижского порта за девять месяцев сократился более чем на четверть, Вентспилского — на 42%, «Латвийской железной дороги» — на 45%. И это не предел — падение продолжается.
В комментариях латвийских чиновников сквозит понимание, что ситуация необратима. Российские грузы ушли и уже не вернутся, а без них транзитная отрасль Латвии нежизнеспособна. Белорусский грузопоток давал возможность замедлить ее агонию, но после присоединения Риги к «крестовому походу» против Лукашенко речь идет уже об отказе Беларуси не только от Литвы, но и от всей Прибалтики.
В теории возможен такой вариант, когда Россия сама откажется от части белорусского транзита. Не будет забирать в Ленинградскую область весь грузопоток без остатка, а предложит Минску отвести от белорусской транзитной реки маленький ручеек для подпитки Вентспилса, Риги и Лиепаи.
На практике такое едва ли возможно.
Для того, чтобы Россия проявила добрую волю и сделала Латвии такой царский подарок, нужен жест доброй воли со стороны самой Латвии, что для официальной Риги означает пойти поперек собственной антироссийской природы.
У Латвии и с российским транзитом была такая возможность. Объемов российского грузопотока, идущего через Северо-Запад, хватало, чтобы полностью загрузить работой Усть-Лугу, Высоцк и Приморск и при этом оставить тоненький ручеек для поддержания жизнеспособности Риги, Лиепаи и Вентспилса. Если бы Латвия показывала, что она стоит того, чтобы сохранить ей такой ручеек, Россия бы на это пошла.
Однако латвийская власть всем своим поведением доказывала, что Москве выгоднее избавить себя от любой потенциальной необходимости иметь дело с такими соседями. Призывы к новым и новым санкциям, разговоры о «русской угрозе», «агрессивном соседстве», зазывание войск НАТО к границам России, ликвидация русских школ… о каком учете в Москве потребностей и интересов Латвии можно было говорить при такой политике?
Теперь, судя по всему, та же история повторится с белорусскими грузами. Как раз сейчас, когда решается вопрос вывода из Литвы белорусских грузов, Сейм Латвии готовит к рассмотрению проект закона «О латышских исторических землях», который относит к таковым Пыталовский район Псковской области.
Латвийский политический класс органически не способен побороть свою антироссийскую природу и просто помолчать, не говоря уже о том, чтобы показывать восточному соседу жесты доброй воли вместо жестов средним пальцем.
Расплачиваться за это будут десятки тысяч латвийцев, доходы которых связаны с портами и железной дорогой.