Литва попала в новую энергетическую зависимость от России
Александр Носович
Литовские политики признали, что у Литвы нет возможности воспрепятствовать доступу на свою территорию продукции Белорусской атомной станции (БелАЭС). Для того, чтобы российские компании не перепродавали в Прибалтику электроэнергию из Беларуси, Вильнюсу необходимо договариваться с Москвой, а это практически невозможно, потому что литовская власть на корню уничтожила политический диалог с Кремлем и много лет убеждает западных союзников, что «приличные страны» с Россией не разговаривают.
Ненавистная энергия БелАЭС все-таки будет попадать в литовские электросети. Этот горький для национальной гордости вывод делают литовские политики и эксперты.
Акт подрыва литовского суверенитета и злостного нарушения национального законодательства, признающего Островецкую атомную станцию угрозой государственной безопасности и приравнивающего пользование ее энергией к госизмене, будет осуществляться через Латвию
Беларусь, Россия и страны Балтии входят в общую энергосеть БРЭЛЛ; Эстония, Латвия и Литва могут выйти из нее раньше 2025 года, а до тех пор нет никаких гарантий, что российские компании не станут перепродавать Латвии белорусскую электроэнергию, которая через ЛЭП попадет в Литву.
То есть Литве на несколько лет придется наступить на горло своей национальной гордости: плакать, колоться, но потреблять «подрывающую безопасность» продукцию БелАЭС.
Ситуация с литовским противостоянием белорусскому мирному атому для стороннего наблюдателя — трагифарс. Допустим, попадет электроэнергия производства Островецкой атомной станции на литовскую территорию, и что, перевернется мир, на землю сойдет Бог, dedule Ландсбергис признается в любви к Путину? Электричество для литовцев станет дешевле — вот и весь «ужас».
Однако для литовских политиков происходящее — не шутовской балаган, а античная драма. Они бросили весь авторитет Литвы на международной арене, все ее внешнеполитические ресурсы на то, чтобы заблокировать поставки на Запад энергии БелАЭС, к которой испытывают иррациональную ненависть, а в итоге оказались неспособны помешать ее появлению в собственных электросетях.
Дипломатическая победа Вильнюса, который добился от Латвии присоединения к бойкоту БелАЭС, оказалась пирровой. И что теперь остается? Подтереться собственным законодательством и до 2025 года пользоваться белорусской электроэнергией.
Выход из этого политического унижения для Литвы просматривается только через еще большее, с точки зрения литовских властей, унижение: прямые переговоры с Россией.
«Видно, что будет дискуссия, посвященная самой методике [недопуска белорусской электроэнергии в Прибалтику — прим. RuBaltic.Ru]. Отдельной темой может идти вопрос сертификатов. Но в принципе — как сделать, чтобы происхождение сертификатов было надежным и прозрачным. Поскольку основным игроком будет оператор российской системы, который и будет выдавать сертификаты», — говорит председатель комиссии литовского Сейма по энергетике Виргилиюс Подерис.
Сертификаты — это сертификаты происхождения электроэнергии, которые, по замыслу литовских политиков, Россия будет предъявлять на границе Латвии, чтобы доказать, что ее электричество произведено в России или еще где угодно, но не в Беларуси.
И тут возникает ключевой вопрос.
Согласится ли Россия предъявлять такие сертификаты или скажет: не выпендривайтесь и либо берите то, что дают, либо идите покупать в другом месте.
Вопрос здесь в наличии у Москвы доброй воли идти навстречу литовским капризам, но в Вильнюсе ведь в принципе неспособны вслух допустить, что Россия может проявить добрую волю.
«Должна действовать законодательная база во всех трех странах Балтии и в России, чтобы мы могли друг друга проверять, как делают с овощами и фруктами. Но электрон — не фрукт и не овощ, его не проверишь», — сетует депутат Сейма от консерваторов Жигимантас Павиленис. По его мнению, «поскольку именно Россия будет выписывать такие векселя, то у нас это не вызывает доверия: нет гарантии, что не будет подмены и мы не купим белорусское электричество под названием российского. Мы сами не сможем отследить происхождение».
Получается, Литва попала в новую энергетическую зависимость от России: теперь от «агрессивного соседа» зависит, будет ли непреклонная прибалтийская республика покупать электроэнергию БелАЭС вопреки собственному законодательству.
Хороших решений у литовских политиков в сложившейся ситуации нет. Любое из возможных решений — плохое. Цугцванг.
Можно отказаться от российской электроэнергии, чтобы гарантированно не получать белорусскую, уговорить на такое же безумие Латвию с Эстонией, выйти из БРЭЛЛ и сидеть без света до синхронизации прибалтийских электросетей с электросетями ЕС. То есть до 2025 года, а то и больше, потому что в Европе кризис и в финансировании инфраструктурных проектов ЕС могут быть перебои.
Можно смириться с тем, что есть, и потреблять российскую энергию, не подвергая сомнению ее происхождение. Для литовских деятелей та еще перспектива — делать вид, что доверяешь России.
Однако самый неприемлемый сценарий — это выйти на прямые переговоры с Москвой и попытаться достичь с ней джентльменского соглашения, что Россия не будет перепродавать в Прибалтику электроэнергию производства Белорусской атомной станции.
Нормальный человек в этом месте пожмет плечами и спросит: а что такого недопустимого в том, чтобы договориться о чем-то с Москвой? Но в том все и дело, что речь не о нормальных людях, а о правящем классе Литвы.
Эти люди на корню уничтожили политический диалог с Россией, называют соседнюю страну «угрозой мировому порядку» и «террористическим государством», внутренних диссидентов, которые призывают прийти в себя и перестать скандалить с соседями, клеймят вражескими наймитами, а западных союзников убеждают, что «приличные страны» с Путиным не разговаривают.
И после всего сказанного и сделанного руководством Литвы взять и постучаться в Кремль?
Да что вы знаете о безысходности?!