В Литве вот-вот пройдут очередные парламентские выборы. На победу претендуют две политические силы: правящий «Союз крестьян и "зеленых"» (СКЗЛ) и «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ). В преддверии «часа икс» интрига сохраняется, а спрогнозировать формат новой коалиции, пожалуй, сегодня не сможет ни один эксперт. Но литовские выборы от этого не станут менее скучными.
Накануне в прибалтийской республике провели несколько общенациональных социологических опросов. Их данные разнятся.
Компания по изучению рынка и общественного мнения Baltijos tyrimai утверждает, что лидер избирательной гонки — СКЗЛ, за который готовы проголосовать 21,2% избирателей. Оппозиционные консерваторы набирают только 16,3%, социал-демократы -12,8%. Пятипроцентный барьер преодолевают также «Движение либералов» (8,3%), Партия труда (8,1%), партия «Свобода и справедливость» (7,3%) и «Избирательная акция поляков Литвы — Союз христианских семей» (5,3%).
Если данные Baltijos tyrimai верны, то в Сейм по спискам попадут семь политических сил. Столько же партий сегодня заседает в парламенте соседней Латвии. Это явный признак «раздробленности» политической системы страны и растерянности избирателей.
Другая авторитетная социологическая служба, Vilmorus, тоже ставит на первое место СКЗЛ, хотя и прочит ему куда более скромный результат (15,1% голосов). А вот Spinter tyrimai рисует другую картину: рейтинг возглавляет СО-ХДЛ с результатом 14,5%. СКЗЛ отстает всего на 0,4%, следом идут социал-демократы (8,4%), «трудовики» (7,2%) и либералы (6,7%).
Предстоящие выборы не лишены интриги — социология не дает однозначного ответа на вопрос, кто окажется лидером избирательной гонки.
Но общая тенденция все равно прослеживается. Расстановка сил за четыре года принципиально не изменилась. В тройке лидеров по-прежнему «аграрии», консерваторы и соцдемы.
Данные Spinter tyrimai будто специально подогнали под результаты 2016 года: тогда по пропорциональному округу СО-ХДЛ с мизерным преимуществом обошел СКЗЛ (но последний отыгрался на мажоритарке). На третьем месте точно так же оказалась Социал-демократическая партия Литвы.
Впрочем, у предыдущих парламентских выборов был совершенно другой контекст.
Они проводились в условиях фактически двухпартийной системы.
Подобно тому, как в США власть делят демократы и республиканцы, в независимой Литве ее всегда делили консерваторы и социал-демократы. Правые и левые. Два политических полюса, которые довлели над избирателем.
Где-то между ними «барахтались» остальные партии. Казалось, что предел их мечтаний — играть роль младшего партнера по коалиции (если повезет, конечно).
Но «крестьяне» доказали обратное.
В 2012 году они набрали всего 2,3% голосов. Попадание в Сейм на следующих выборах для СКЗЛ уже было бы большим достижением. Он же не просто туда попал — ворвался! Уступив десятую долю процента консерваторам, Карбаускис и компания взяли 35 из 71 одномандатного округа. Тогда стало понятно, что они станут ядром новой коалиции.
На выборах 2016 года литовцам удалось совершить маленькую электоральную революцию — вырваться из двухпартийной парадигмы.
Большинство мест в парламенте заполучили те, кто недавно имел там всего одного представителя. Это, конечно, не триумф «Слуги народа» на украинских выборах, но что-то похожее.
Галочка в бюллетене напротив СКЗЛ стала прибежищем для избирателей, которым в равной степени опротивели и консерваторы, и социал-демократы. Таковых оказалось относительное большинство.
Результат «аграриев» однозначно свидетельствовал о том, что в стране не просто созрел запрос на перемены — появился запрос на новые смыслы, на создание качественно новой политической системы.
Удовлетворить его народ поручил «Союзу крестьян и "зеленых"», который эту задачу успешно провалил.
Во-первых, СКЗЛ получил сильную оппозицию в лице все тех же консерваторов. Пожалуй, более сильную, чем сама власть. Подобно тому, как Владимир Зеленский стал президентом порошенковской Украины, литовские «крестьяне» получили бразды правления в стране Витаутаса Ландсбергиса.
Во-вторых, вершить какую-то «революцию сверху» они даже не пытались. Во внешней политике СКЗЛ четко продолжал курс своих оппонентов (конфронтация с Россией, попытки «демократизации» Беларуси, стратегическое сотрудничество с Вашингтоном). Безусловным приоритетом для них оставались расходы на оборону и укрепление «энергетической независимости» Литвы.
Никаких стимулов для развития отечественной экономики партия Рамунаса Карбаускиса не нашла.
Избиратели вот-вот дадут оценку ее деятельности. По мажоритарным округам «крестьянам» едва ли стоит рассчитывать на повторение триумфа 2016 года. Даже если они получат относительное большинство мест в парламенте, это не гарантирует им попадание в правящее большинство. Коалиция может оказаться как правоцентристской, так и левоцентристской.
Кроме того, опросы Vilmorus фиксируют довольно низкую мотивацию избирателей СКЗЛ идти на выборы. 61% сторонников партии Ландсбергиса выразил уверенность, что они исполнят свой гражданский долг. Среди социал-демократов таковых оказалось 53%, а электорат «крестьян» еще более пассивен — 42%.
То есть мобилизационный ресурс у СКЗЛ даже ниже, чем у пропахших нафталином соцдемов, которых литовцы уже фактически отправили на свалку истории.
Вот и ответ на вопрос, каких результатов за четыре года добилась партия премьер-министра Литвы. Более половины ее сторонников сомневается, нужно ли им идти на избирательные участки. В 2016 году сходили — и что?
Потом были выборы президента. На них беспартийный Гитанас Науседа во втором туре разгромил кандидата от СО-ХДЛ Ингриду Шимоните. Его же консерваторы изначально хотели сделать своим представителем, но тот отказался. Понимал, что формально независимый самовыдвиженец в условиях кризиса партийной системы наверняка обойдет и «крестьянина», и «ландсбергиста».
Кстати, этот имидж Науседа старается поддерживать до сих пор. У него неплохо получается: эксперты до сих пор не понимают, кому он больше благоволит — власти или оппозиции? Но президенту Литвы совсем не обязательно делать ставки. Какая бы коалиция ни сформировалась по итогам выборов, он будет с ней дружить.
Потому что от результатов парламентской кампании не зависит ровным счетом ничего.
В отличие от 2016 года, голосование в Литве не обещает никаких сюрпризов. Заряженные свидетели секты dedule Ландсбергиса проголосуют за СО-ХДЛ и традиционно обеспечат ей солидное представительство в Сейме. Достойный результат покажет СКЗЛ, поскольку его избиратели просто не видят альтернативы.
Социал-демократы продолжают схождение с политического Олимпа. Если описывать предстоящие выборы одним словом, лучше всего подойдет слово «скука».