В Литве в разгар досрочного голосования на выборах в Сейм снесли памятник жертвам Холокоста, а президент страны открыл памятник пособнику нацистских оккупантов. Если по итогам парламентских выборов в правительство Литвы вернутся консерваторы-«ландсбергисты», политика пересмотра итогов Второй мировой войны в отдельно взятой стране Восточной Европы получит новое ускорение.
В Каунасе 6 октября неустановленные полицией вандалы свалили памятник жертвам Холокоста. Подобные преступления, как ни прискорбно, повторяются в Литве регулярно.
В прошлом месяце вандалы осквернили мемориал бойцам Красной армии в городе Жежмаряй, изуродовав его оскорбительными надписями. Летом в Вильнюсе антисемиты добрались до двух памятников известным евреям — Виленскому Гаону и выдающемуся врачу Цемаху Шабаду (прототипу доктора Айболита)
В прошлом году литовские евреи вынуждены были закрыть Вильнюсскую синагогу из-за поступавших угроз. Еврейская община Литвы заявляла, что всплеск антисемитизма в стране спровоцирован действиями литовских политиков.
В этом вся суть проблемы.
Власти Литвы сами не оскверняют могилы советских солдат и мемориалы памяти о Холокосте, но они стимулируют своей исторической политикой бытовой вандализм и антисемитизм, делая его почти разрешенным.
Поваленный памятник жертвам Холокоста в Каунасе стоял в напоминание о еврейском погроме, который произошел во втором по величине городе Литвы в короткий промежуток между уходом советских войск и приходом немецких. В те июньские дни 1941 года в Каунасе было убито несколько тысяч евреев. Гитлеровцы их не истребляли. Ответственность за каунасский террор лежит на местных националистах — Фронте литовских активистов.
В современной Литве партия консерваторов много лет добивается признания инициаторов Каунасского погрома легитимным правительством Литвы, лидера Фронта литовских активистов Юозаса Амрозявичюса перезахоронили в Вильнюсе с воинскими почестями, а участников Холокоста, ушедших после поражения Гитлера скрываться в подполье от НКВД и ставших «лесными братьями», объявляют национальными героями и увековечивают в народной памяти.
В один день со свержением памятника жертвам Холокоста в Каунасе президент Литвы Гитанас Науседа открыл в Вильнюсе памятник одному из главарей «лесных братьев» Адольфасу Раманаускасу-Ванагасу.
«Сегодня мы можем выразить нашу вечную благодарность и уважение партизанскому командиру», — сказал на торжественной церемонии Науседа, отметив, что это памятник не одному Раманаускасу-Ванагасу, но и его боевым товарищам. Видимо, включая тех «товарищей», которые в годы войны убивали евреев, а после войны истребляли собственных соплеменников — литовцев, которые приняли советскую власть и вступали в колхозы.
Между тем тот же президент Науседа несколько недель назад признал участие местного населения в геноциде евреев во время Второй мировой войны. «Мы отрицали, мы злились, мы пытались вести переговоры со своей совестью, считая и сравнивая то, что нельзя ни посчитать, ни сравнить: страдания и жизни людей. Трудно было признать, что граждане нашего государства погибли и от рук литовцев», — сказал тогда глава государства.
В то время, когда звучали эти прочувствованные слова, Еврейская община Литвы возмущалась назначением на пост главного советника местной фабрики фальсификации истории — ответственного за историческую политику Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы (ЦИГСЖЛ) откровенного антисемита Видмантаса Валюшайтиса.
Валюшайтис известен в Литве попытками обелить Фронт литовских активистов и созданное им Временное правительство Литвы, которые, как он яростно доказывает, не состояли из антисемитов и ни словом, ни делом не боролись против евреев. Идти против моря исторических фактов — это, конечно, сильно, но тем очевиднее, что такой деятель, как Валюшайтис, и такая организация, как ЦИГСЖЛ, созданы друг для друга.
Как объяснить такое двоемыслие в действиях литовских властей, когда они левой рукой расписываются в покаянии за участие местного населения в Холокосте, а правой рукой реабилитируют его непосредственных организаторов? Очень просто. Официальный Вильнюс каждый раз вещает на разные аудитории.
На Западе сейчас модно каяться за преступления предков, признавать вину, вставать перед жертвами на колени, преодолевать коллективную травму и сообща работать над ошибками прошлого. Президент Литвы и делает это, специально для зарубежной аудитории показательно раскаиваясь за геноцид.
В самой Литве исторически принято все отрицать и выставлять себя несчастными жертвами, которые ни в чем не виноваты и которых заставили всякие разные оккупанты, а евреи вообще сами во всем виноваты, потому что среди них было много большевиков. Поэтому для «ядерного электората» литовских правых по возможности незаметно для западных союзников фальсифицируют события Второй мировой и увековечивают память нацистских коллаборантов.
Эта политика получит новое ускорение, если по итогам парламентских выборов 11 октября в правительство Литвы вернется «Союз Отечества — христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ), более известный как консерваторы и «ландсбергисты».
Эту партию и сейчас было бы большим преувеличением называть оппозиционной, поскольку она контролирует президентуру и во многом определяет государственную политику. Если же «ландсбергисты» возглавят еще и правительство, исчезнет последний противовес им в виде относительно умеренных «аграриев».
В какую «жесть» превратится историческая политика Литвы при безраздельном владычестве консерваторов, можно представить, если оценить личность их отца-основателя и морального вдохновителя — dedule Ландсбергиса.
Сын министра того самого пронацистского Временного правительства, двойного агента НКВД и гестапо, Витаутас Ландсбергис публично называл председательницу Еврейской общины Литвы «жи…вкой», а автору книги об участии литовского населения в геноциде евреев Руте Ванагайте предлагал пойти в лес и застрелиться.
В предыдущее свое пришествие в правительство «ландсбергисты» разругались в хлам с Польшей и литовскими поляками. Если по итогам воскресных выборов они сформируют в Сейме правящую коалицию, то в исторической политике Литвы все будет настолько плохо, что аж хорошо.