Лукашенко признал Польшу и Литву главными врагами Беларуси
Александр Носович
МИД Беларуси отозвал послов из Вильнюса и Варшавы, понизил уровень дипломатического представительства в Польше и Литве и вынуждает эти страны сделать то же самое в Минске. Эти меры идут вслед за непризнанием в Беларуси польских дипломов и проработкой схем переориентации белорусского транзита с портов Прибалтики на Ленинградскую область России. В отношении других стран НАТО, которые поддержали санкции против Минска, таких жестких мер нет: главными недоброжелателями Беларуси официально признаны ближайшие соседи на западе — Литва и Польша.
В пятницу Евросоюз официально ввел в действие санкции против Минска. В «черный список» ЕС попали 40 белорусских чиновников, которых европейцы обвиняют в фальсификации президентских выборов в Беларуси и насилии над противниками президента Александра Лукашенко.
При этом лично Лукашенко в санкционный список не попал, хотя Брюссель отказался признавать его легитимным главой Беларуси и объявил выборы 9 августа сфальсифицированными в его пользу. Председатель Европейского совета Шарль Мишель объяснил этот парадокс тем, что ЕС намерен «продолжать диалог» с Минском.
То есть об окончательном разрыве с Лукашенко в Европе речи не идет.
Евросоюз официально не хочет сжигать все мосты в отношениях с Минском, поэтому и европейские санкции пока носят в основном символический характер и реальной угрозы президентству Лукашенко не представляют. Скорее они его власть укрепляют. Ну не поедут в ЕС несколько десятков высших белорусских чиновников, не смогут покупать там недвижимость и открывать банковские счета. От этого они будут только крепче привязаны к белорусской земле и лояльны его руководству.
Речь идет в большей степени об очередном «ледниковом периоде» в отношениях Беларуси и Запада, который обе стороны рассчитывают переждать и на новом геополитическом витке прийти к очередной «оттепели». Так уже неоднократно бывало, есть основания полагать, что цикл воспроизведется опять, поэтому нынешняя конфронтация сводится к громкой риторике.
Впрочем, подобным образом у Минска дело обстоит не со всем западным блоком.
Подлинно враждебными белорусским руководством воспринимаются Польша и Литва, в отношении которых предпринимаются не декларативные, а реальные и притом болезненные ответные санкции за поддержку «цветной революции» в Минске.
Санкции Евросоюза против Беларуси в Брюсселе лоббировали Варшава и Вильнюс, поэтому Минск, когда их ввели, отозвал послов в Польше и Литве, сократил в этих странах свое дипломатическое представительство и призвал соседей поступить аналогично.
Вильнюс и Варшава ответили, что сокращать штаты своих посольств в Минске не собираются. «Мы точно не намерены отзывать (посла) на консультации и точно не будем ничего предпринимать в вопросе сокращения персонала», — сказал глава МИД Литвы Линас Линкявичюс и пояснил, что «мы не заинтересованы в сокращении каналов сотрудничества, общения, мы видим множество проблем в этом и сами точно не будем прибегать к такой инициативе, поскольку не находим в этом пользы».
После этого из Минска пришло пояснение, что со стороны Беларуси имел место приказ, а не просьба сократить диппредставительства Литвы и Польши на своей территории.
«Сделанные нами предложения находятся исключительно в плоскости суверенных прав Беларуси, и никто их не обязан, да и, собственно, не собирался обсуждать с литовской стороной. Если отойти от дипломатической казуистики, то это значит, что такие предложения обязательны для выполнения литовским МИД», — заявил пресс-секретарь белорусского МИД Анатолий Глаз.
Польша и Литва проводят по отношению к Беларуси деструктивную политику, вмешиваются во внутренние дела и пытаются дестабилизировать ситуацию. Поэтому штат их посольств должен быть сокращен с 50 до 18 и с 25 до 14 сотрудников соответственно.
Это еще не разрыв, но уже радикальное снижение уровня дипломатических отношений Беларуси с соседними странами НАТО, которое станет еще большим, если польских и литовских дипломатов из Синеокой депортируют силой.
В отношениях Беларуси с другими западными странами нынешняя конфронтация к таким последствиям не привела. Более того, США вопреки всему утвердили кандидатуру американского посла в Минске. Отдельная интрига, как посол будет принимать верительные грамоты от Лукашенко, если США не признают его легитимность, но все же белорусское руководство пока не отказывается принимать в стране Джули Фишер.
С Польшей же и странами Балтии происходит не просто словесная перепалка, но разрыв стратегически значимых связей. Беларусь отказывается признавать дипломы польских вузов, разрабатывает схемы переориентации своих экспортных грузопотоков с портов Клайпеды, Риги, Лиепаи и Вентспилса на Ленинградскую область России. Страны Балтии, в свою очередь, вводят санкции лично против Лукашенко и составляют общие планы блокирования поставок белорусской электроэнергии.
Польша и Прибалтика признаны главными недоброжелателями Беларуси и угрозой белорусской стабильности, поэтому с ними начинается реальное, а не символическое сжигание мостов.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить деятельность телеграм-канала Nexta по управлению белорусскими беспорядками за счет ресурсов польского государственного телеканала «Белсат». Или раскручивание из экс-кандидата в президенты Светланы Тихановской «народного лидера Беларуси» в глазах Запада за счет средств из государственного бюджета Литвы.
Ближайшие страны НАТО заняли самую радикальную, бескомпромиссную и неадекватную позицию в отношении Беларуси. И теперь заслуженно «огребают» за свои действия. Хотя они, конечно, как и положено неадекватам, будут сейчас картинно возмущаться и кричать: «А нас-то за что?!»