«Пятая колонна Кремля»: в Литве накануне выборов устроили травлю поляков
Сергей Широколобов
В Литве продолжаются нападки на партию польского меньшинства, лидеры которой выступают за более взвешенную политику в отношении Беларуси. На этот раз причиной для информационных атак стало отсутствие депутатов фракции «Избирательной акции поляков Литвы — Союза христианских семей» (ИАПЛ-СХС) во время голосования в Сейме по антибелорусской резолюции. При этом в преддверии предстоящих парламентских выборов партию литовских поляков «уличили» в использовании «пророссийской риторики» с целью заполучить голоса русских Литвы. ИАПЛ-СХС традиционно приписываются работа на Кремль и представление в стране «прокремлевских интересов».
Недавно литовский Сейм по инициативе депутата Жигимантаса Павилениса из партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» принял резолюцию, в которой призвал Российскую Федерацию «не вмешиваться во внутреннюю и внешнюю политику Беларуси». В этом документе Светлана Тихановская именуется «лидером, избранным белорусским народом», а президент Александр Лукашенко назван «незаконным лидером Беларуси», при этом его действия предлагается оценивать как «преступление против народа». Резолюцию единогласно поддержал 91 депутат Сейма от почти всех парламентских фракций. Но в голосовании не приняли участие 50 депутатов, в том числе парламентарии от ИАПЛ-СХС.
В комментарии для портала L24.lt Ванда Кравчёнок, староста парламентской фракции ИАПЛ-СХС, заявила, что «есть много важных дел, мы не успеваем принимать участие во всех голосованиях, инициированных консерваторами», в том числе в «предвыборных голосованиях».
Лидер партии Вальдемар Томашевский поддержал эти объяснения. Он добавил, что в условиях пандемии коронавируса депутаты литовского парламента должны «решать проблему оказания неотложных медицинских услуг для жителей и многие, многие другие вопросы, которые не могут ждать».
По мнению Томашевского, принятая резолюция является «не чем иным, как поиском политического капитала отдельными политиками, особенно баллотирующимися в округах литовцев за рубежом».
«В целом мы придерживаемся мнения, что в отношениях с соседями мы должны делать ставку на более гибкую политику, на политику диалога, а не идти по пути навязывания своей позиции и сжигания тем самым мостов будущего сотрудничества. Как я говорил вчера на пресс-конференции в агентстве BNS, соседи даны нам Богом, и мы не можем их изменить, поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы обеспечить хорошие отношения со всеми соседями: и Латвией, и Польшей, и Россией, и Беларусью. От этой принципиальной позиции мы не откажемся, несмотря на нападки наших оппонентов, в том числе в СМИ», — подчеркнул он.
Лидера ИАПЛ-СХС поддержал и его заместитель Збигнев Едзиньский.
«Более идиотскую резолюцию трудно себе представить. С одной стороны, призывает Россию не вмешиваться в дела Беларуси, с другой — сама демонстрирует явное вмешательство Литвы в дела соседнего государства», — написалон на свой странице в Facebook.
Эти заявления политиков не остались незамеченными. Так, в подконтрольной Джорджу Соросу польской «Газете Выборчей» появилась статья, сообщающая о том, что в Литве раскритиковали депутатов ИАПЛ-СХС. В материале приводятся высказывания известных литовских журналистов и политологов.
В частности, с обвинениями в адрес Томашевского в очередной раз обрушился один из ведущих публицистов Литвы Римвидас Валатка.
По его словам, лидер ИАПЛ-СХС использует «пророссийскую риторику», чтобы заполучить голоса русскоязычных избирателей на предстоящих выборах.
«Польское меньшинство в Литве не гарантировало бы ему преодоление 5-процентного избирательного порога. За 30 лет сменилось поколение, и большинство поляков просто за него не голосуют. И Томашевский боится признать, что он не является председателем "Избирательной акции поляков в Литве", а только "Избирательной акции русских". Это тяжело, он является поляком, католиком. Признание этого означало бы уход из политики», — объяснил он.
К Валатке присоединился публицист Марюс Лауринавичюс из Института политического анализа в Вильнюсе.
«СМИ в Польше, пишущие об "Избирательной акции поляков в Литве", довольно часто вводят читателей в заблуждение. Правильнее было бы назвать эту партию просто кремлевской, тогда не было бы недосказанности. Мы хорошо видим, что сегодня Москва делает все, чтобы Лукашенко сохранил свой пост, и эта партия не раз доказывала, что представляет прокремлевские интересы», — заявил он.
Лауринавичюс также напомнил о том, что по спискам ИАПЛ-СХС в Сейм идет представитель Русского альянса Ирина Розова (Розову в Литве бездоказательно обвиняют в «опасных связях» с Россией из-за того, что она более семи лет назад встречалась с российскими дипломатами — прим. RuBaltic.Ru).
«В настоящее время в списке кандидатов под номером два — госпожа Ирина Розова, которая была обвинена в связях с российской разведкой [полгода назад Департамент государственной безопасности сообщил, что она обсуждала с российскими дипломатами, в частности, вопросы финансирования "Русского альянса" или создания совместного с партией Томашевского политического образования, представляющего национальные меньшинства]. Она не была привлечена к ответственности благодаря усилиям председателя ИАПЛ-СХС», — добавил он.
Политолог Анджей Пукшто, заведующий кафедрой политологии университета Витольда Великого в Каунасе, заподозрил польское меньшинство в создании в Литве «пятой колонны»:
«Из такого поведения можно сделать вывод, что местные поляки не поддерживают демократических преобразований в Беларуси и создают в Литве пятую колонну. И это в тот момент, когда литовское правительство, в состав которого входит эта партия, рука об руку сотрудничает с правительством Польши, а все демократическое сообщество Европейского союза стоит на стороне демократических преобразований в Беларуси. К сожалению, польская община в Литве оказалась в полном тупике», — заключил он.
В свою очередь политолог Мариуш Антонович прокомментировал ситуацию в интервью польскому либеральному изданию Krytyka polityczna. Он объявил заявления лидеров ИАПЛ-СХС «конъюнктурой» из-за их стремления подыграть своим избирателям, которые, по мнению Антоновича, привыкли получать информацию из российских источников.
«Во-первых, надо помнить, что после послевоенной репатриации большинство поляков в Литве составляли народный класс, работники колхозов, рабочие. Люди из ИАПЛ — 40-, 50- или 60-летние — обычно первыми в семье получали высшее образование — в основном на русском языке. Их социальное продвижение осуществлялось через русскую культуру. Они не слушали по ночам "Свободную Европу" и не читали "Культуру" (журнал, издававшийся польскими эмигрантами в 1947–2000 годы — прим. RuBaltic.Ru). Отсюда привычка черпать информацию из российских источников, недоверие к Западу — который для большинства членов ИАПЛ по-прежнему terra incognita, — а у некоторых и политический русофилизм», — считает Антонович.
Кроме того, с точки зрения политолога, Томашевский и другие лидеры ИАПЛ-СХС свою «польскость» воспринимают как «антилитовскость».
«Отсюда возникает необходимость быть против литовского мейнстрима. Это тянется еще со времен Саюдиса — большая часть литовских поляков относилась к нему скептически, так как видела в нем национализм и опасалась, что политические изменения могут ограничить ее языковые и культурные права. Риторика на тему Беларуси является очередным выражением того, насколько он [Томашевский] не согласен с литовским мейнстримом и некой формой утверждения своей политической идентичности», — говорит Антонович.
Следует обратить внимание, что информационные нападки в Литве на ИАПЛ-СХС усилились именно накануне назначенных на 11 октября выборов в Сейм.
Еще в начале августа приближенный к власти журналист Андрюс Тапинас на своей странице в Facebook призвал всех объединиться против партии литовских поляков на парламентских выборах, чтобы «избавиться от проколорадских, коррумпированных, лающих на государство, увязших в асфальте дорожек деятелей (ИАПЛ-СХС)».
Похоже на то, что сейчас различные литовские журналисты и политологи активно включились в эту игру и делают все возможное для того, чтобы представители польского меньшинства не смогли пройти в новый Сейм.