Польша и Прибалтика сделают Беларусь абсолютно ориентированной на Россию
Александр Носович
Страны Вышеградской группы с подачи Польши предложили Евросоюзу ввести безвизовый режим для граждан Беларуси. Ранее Литва открыла границу для оппозиционно настроенных белорусов. Подобные инициативы — признание поражения. Задача-максимум — революция в Минске и приход к власти прозападных националистов — уже, очевидно, недостижима. Польше и Прибалтике остается довольствоваться малым, выкачивая из соседней страны прозападное меньшинство и делая Беларусь абсолютно ориентированной на Россию.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий сообщил, что Вышеградская четверка намерена предложить Европейскому союзу ввести безвизовый режим для граждан Республики Беларусь. Польша, Словакия, Венгрия и Чехия выступят с соответствующей инициативой на ближайшем саммите лидеров Евросоюза.
Варшава официально увязывает идею открыть европейские границы для белорусов с политическим кризисом в Беларуси.
Безвизовый режим должен стать подспорьем для оппозиционной части белорусского общества, которая не желает жить в «последней диктатуре Европы».
Польская инициатива оформлена в максимально обидной форме для белорусского руководства, однако кого безвиз для белорусов должен реально обидеть, так это украинцев. Незалежная обрела безвизовый режим со странами Евросоюза по итогам нескольких лет тернистого пути «европейского выбора», как грош в подаяние нищенке, потерявшей производство, суверенитет и свои лучшие территории, подсаженной на внешнее управление кредитами МВФ, западными «варягами» в правительстве и американским посольством.
Поэтому украинский «безвиз» воспринимался как выстраданная плата за «путь в Европу» и едва ли не единственное позитивное следствие победы Майдана. Белорусский «безвиз», если ЕС на него пойдет, будет введен в условиях сохранения «режима Лукашенко», провала Майдана и геополитического сближения Минска с Москвой.
Открытие границ ЕС для оппозиционно настроенных белорусов станет признанием поражения Запада и попыткой получить от белорусского кризиса хоть гастарбайтеров, раз уж не вышло получить всю Беларусь.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что Польша и страны Балтии заинтересованы в том, чтобы Беларусь шла по пути Украины в том числе потому, что коллапс белорусской экономики в результате «европейского выбора» обеспечит соседние экономики сотнями тысяч дешевых рабочих рук. Но все-таки миграционный фактор расценивался как благоприятный побочный эффект.
В комплекте с белорусами-заробитчанами Польша и Прибалтика рассчитывали получить саму Беларусь.
В идеале в Минске должна была победить «демократическая революция», Александр Лукашенко — сбежать в Ростов-на-Дону к Януковичу, а на смену ему прийти лидеры радикальной прозападной оппозиции, которых поколениями взращивали в Вильнюсе и Варшаве.
Под мудрым руководством польско-прибалтийских соседей Беларусь должна была обратиться на Запад и взять курс на ЕС и НАТО, скрашивая вечное ожидание членства в этих организациях активным участием в программе «Восточного партнерства» и строя вместе с поляками Междуморье.
Из Союзного государства с Россией Синеокая, конечно же, вышла бы, равно как из ЕАЭС и ОДКБ. Превратилась бы в полноценный элемент антироссийского «санитарного кордона», который приглашает американцев строить базы НАТО на своей территории, желательно у границы Смоленской области.
Ничего из этого пока не случилось, и тенденции в Беларуси разворачиваются противоположные. Курс на укрепление союза Беларуси с Россией в результате кризиса обозначился четко, опора на Москву признана белорусской властью своей основой, да и отсутствие в массе противников власти антироссийской заряженности делает маловероятным геополитический разворот Беларуси в случае их сомнительной победы.
Польше и Прибалтике при таких раскладах остается довольствоваться улучшением своей демографической ситуации за счет белорусских «змагаров».
Формирующаяся миграционная политика западных соседей в отношении Беларуси недвусмысленно затачивается на политическую иммиграцию. Литва в первые же дни после президентских выборов в Беларуси открыла въезд в страну белорусам с «особыми гуманитарными политическими целями». Латвия соревнуется с «балтийской сестрой» в переманивании оппозиционных белорусских «айтишников».
Польша открыла для белорусских политэмигрантов «Белорусский дом» в Варшаве, ключи от которого торжественно передала экс-кандидату в президенты Светлане Тихановской. Реанимировать старую и создавать новую инфраструктуру для работы белорусской оппозиции на своей территории планирует и Литва.
Все это уже было после предыдущих провалов «цветной революции» в Минске.
Однако теперь Польша с соратницами по Вышеградской группе, похоже, задались целью выкачать из Беларуси все оппозиционное население.
Такие планы могли бы быть действительно опасны для Беларуси, если бы экономика страны рухнула, выбора — уезжать или оставаться — перед безработными белорусами не существовало, а социальная база оппозиции вышла за пределы тех 15–20% населения, которые образуют так называемое «свядомае кола» — националистическое меньшинство, всегда выступающее с прозападных и антироссийских позиций.
Ничего этого сейчас нет.
Пока есть союз с Россией и участие в общих с ней интеграционных проектах на постсоветском пространстве, белорусская социальная и экономическая модель может держаться и сохранять способность к оздоровлению и модернизации.
Для трудовой эмиграции необходимо нечто значительнее, чем более высокая зарплата. Необходима физическая невозможность дальше жить в родной стране, чего у миллионов белорусов сейчас нет. У рядового белоруса сохраняется выбор — собирать телевизоры на заводе «Горизонт» или клубнику в Польше. В этом его отличие от рядового украинца.
Что же касается сторонников Светланы Тихановской или Марии Колесниковой, то под знамена самопровозглашенных лидеров оппозиции, которых вылепили в Вильнюсе и Варшаве, решительно встало только то самое «свядомае кола». Для большинства же белорусов, желающих перемен, и «лидеры» эти какие-то подозрительные, и программа их «мутная». У этого большинства в будущем есть разные варианты; подаваться в политэмиграцию — не единственно возможный из всех.
Так что максимум, чего могут добиться страны ЕС и НАТО своим «безвизом» в нынешней ситуации, это выкачать на свою территорию те самые 15–20% националистического меньшинства.
Беларусь их усилиями лишится антирусского сектантского элемента в своем населении и станет абсолютно ориентированной на общерусское единство страной.
И тогда Польша и Прибалтика должны будут получить Шнобелевскую премию, для которой в честь такого случая необходимо ввести номинацию «международные отношения». Сложно представить более впечатляющий случай, когда вдохновляемая русофобией политика будет столь очевидно проводиться в интересах России.