Лукашенко получил возможность достойно ответить «вякающей из-под забора» Прибалтике
Александр Носович
Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал «вяканьем из-под забора» санкции стран Прибалтики против Республики Беларусь. Лукашенко обещал прибалтийским соседям ответить на их санкции переориентацией белорусского грузопотока с Литвы и Латвии на Россию. Однако у Минска есть и другие возможности достойно ответить на вмешательство стран Балтии во внутренние дела Беларуси, помимо экономических рычагов. Беларусь должна включиться в борьбу за русский язык и русскоязычных в Прибалтике, тем более что среди них много белорусов.
После «восстановления независимости» стран Прибалтики все выходцы из республик СССР в Латвии и Эстонии были объявлены «советскими оккупантами» и поражены в гражданских правах. Каждый четвертый постоянный житель Эстонии и каждый третий постоянный житель Латвии был лишен гражданства.
Практически все неграждане — русскоязычные, однако среди них, помимо русских, хватает и украинцев, и белорусов.
Белорусы на сегодняшний день являются наиболее пораженной в правах этнической группой в Латвии.
Из 69 тысяч латвийских белорусов половина по сей день не имеет гражданских прав. Негражданами в Латвии являются 29% проживающих в стране русских, 48% украинцев и 49% белорусов. То есть практически каждый второй белорус не может участвовать в выборах, состоять на государственной службе, работать по ряду профессий. Накопленный в советские годы за пределами Латвии трудовой стаж негражданину при начислении пенсии не засчитывается.
Впрочем, для Беларуси стоит вопрос не только о дискриминации белорусов, но и о дискриминации русского языка, на котором в Прибалтике говорят все народы восточнославянского корня: русские, украинцы, белорусы.
Александр Лукашенко много раз повторял, что русский для белорусов — родной язык. Русский — это не «российский язык»: он в равной степени и белорусский, потому что является государственным языком Республики Беларусь.
В таком случае «вымывание» русского языка из Прибалтики и дискриминация его носителей — это в равной степени оскорбление и России, и Беларуси.
Государственный язык Беларуси не имеет в странах Балтии никакого официального статуса, при том что на нем говорят минимум 5% жителей Литвы, более четверти жителей Эстонии и более трети жителей Латвии.
Во всех Прибалтийских республиках есть регионы компактного проживания русскоязычного населения. В Вильнюсе белорусы и русские — 15% столичных жителей, в Клайпеде по-русски говорит около четверти всех горожан. Половину населения или даже более составляют русскоязычные в Таллине, Риге, Латгалии и Принаровье. В таких городах, как Нарва, Даугавпилс или Резекне, русскоговорящими являются не менее трех четвертей населения.
И во всех этих населенных пунктах русский язык не имеет никаких прав.
Нигде он не является региональным языком, языком местного самоуправления, традиционным языком национального меньшинства. Страны Балтии, которые якобы европейские, не придерживаются на своей территории никаких норм и ценностей европейской языковой и национальной политики.
Россия борется с этой ситуацией с 1991 года, когда в Прибалтике начали замазывать таблички на русском языке и делить людей по сортам. Что касается Беларуси, то у нее в отношениях со странами Балтии был «свой подход». В Минске считали, что мухи слетаются на сахар, а не на уксус, и добрососедство, экономические связи и прагматизм в отношениях с прибалтийскими соседями в конце концов решат все проблемы.
События последних недель показали, чего стоили эти прагматизм и добрососедство со стороны Эстонии, Латвии и Литвы. Основанная на них политика взаимодействия Беларуси со странами Балтии рухнула.
Экономические связи и очевидная материальная выгода от сотрудничества с Синеокой сегодня не мешают прибалтийским соседкам выступать пионерами антибелорусской политики. Литва, Латвия и Эстония бегут впереди европейского «паровоза» и первыми вводят санкции против «последней диктатуры Европы», чтобы показать остальной Европе, как надо.
Доля белорусских грузов в структуре грузооборота Клайпедского порта не беспокоит Литву, когда она дает белорусской оппозиции свою площадку, чтобы та раскачивала белорусские заводы на общенациональную забастовку.
Желание Латвии перехватить у Литвы эти грузы не останавливает Ригу от того, чтобы отменить уже согласованный визит Александра Лукашенко в Латвию, объявить его персоной нон-грата и присоединиться к бойкоту Белорусской АЭС.
Страны Балтии демонстративно выделяют деньги на поддержку «гражданского общества» Беларуси, навязывают себя в посредники между властью и оппозицией, называют Лукашенко бывшим президентом, учат, что Беларуси делать, а чего не делать.
Цена вмешательства во внутренние дела Беларуси для Прибалтики несущественна. Ими движут не экономика и не забота о сохранении рабочих мест в своей стране, а политика интересов (американских) и политика ценностей. А ценности у них — русофобия, НАТО и «санитарный кордон». Пока Беларусь не начнет разделять эти «ценности», прибалтийские соседи не престанут совать нос в ее внутреннюю политику.
Однако свои ценности есть и у Беларуси. Это победа в Великой Отечественной войне, память о преступлениях нацистов на территории Белорусской ССР и героизме белорусских партизан, антифашизм.
Эти ценности 30 лет грубо попираются в странах Прибалтики, где чествуют латышских легионеров СС, которые сожгли сотни белорусских деревень во время карательной операции «Зимнее волшебство», и объявляют героями палачей вроде «минского мясника» Антанаса Импулявичюса, тысячами расстреливавшего евреев и белорусов.
В сложившейся ситуации у Минска есть возможность защитить эти ценности и достойно ответить «вякающей из-под забора» про демократию и права человека Прибалтике.