Угроза президента Беларуси Александра Лукашенко забрать из Клайпеды белорусские грузы не повлияла на руководство Литвы. Вильнюс упорно готовит список санкций против соседней страны и поддерживает белорусскую оппозицию. Литовская власть в очередной раз доказывает, что ее не интересуют Литва и литовцы. Высший приоритет для литовских политиков — геополитическая миссия по окончательному развалу СССР.
«Может быть, белорусское правительство убедит президента подсчитать убытки, и я думаю, что здравый смысл должен возобладать», — прокомментировал
При этом министр экономики подтверждает, что переориентировать свои грузы на Латвию белорусам будет быстро и просто, а на Россию — еще быстрее и проще.
«И российские, и латвийские порты обладают достаточной пропускной способностью для обработки этих грузов. И таких портов немало. Переориентация не заставит себя долго ждать, особенно в сторону России, где таможенные процедуры не нужны», — сказал Синкявичюс.
То есть в правительстве Литвы в целом спокойно относятся к тому, что Клайпедский порт потеряет белорусских клиентов.
Выпадающим доходам литовского бюджета в Вильнюсе, похоже, уже отыскали замену. Министр экономики говорит, что если Беларусь ответит санкциями на санкции, то Европейский союз должен проявить солидарность с Литвой. В переводе это означает, что потерю белорусского транзита рассчитывают компенсировать впрыскиванием в экономику Литвы новой дозы брюссельских дотаций.
О том, чтобы ради спасения Клайпеды скорректировать свою политику по отношению к Беларуси, и речи не может быть. Официальный Вильнюс все так же активно поддерживает
«Это продолжение всех остальных его угроз. Естественно, что он идет ва-банк, защищается всеми понятными ему способами», — объяснил поручение белорусского лидера забрать белорусские грузы из Клайпеды министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, который ранее назвал Лукашенко бывшим президентом Беларуси и объявил персоной нон-грата в Литве. Теперь Линкявичюс предложил «последнему диктатору Европы» обратить внимание на внутреннюю ситуацию в Беларуси и отношение к нему международного сообщества.
Такая реакция означает, что руководство Литвы скорее убьет Клайпеду, чем откажется гнуть свою линию на принудительную «демократизацию» Беларуси.
Не слишком ли сильный глагол — «убьет»? Согласно официальному сайту Клайпедского порта, это предприятие прямо или опосредованно обеспечивает занятость 58 тысяч человек. Все население Клайпеды — 150 тысяч человек. То есть порт обеспечивает работой каждого третьего. Это градообразующее предприятие. Клайпеда — это порт.
Если Лукашенко выполнит свою угрозу
А с ним — гибели Клайпеды.
Однако литовская власть уверенным шагом идет именно к такому сценарию, потому что интересы собственно Литвы и литовцев для их правителей никогда не имели значения.
Для политического класса Литвы первична геополитика. Развал Советского Союза пошел с литовского «Саюдиса», и с тех пор литовский истеблишмент живет с мыслью, что раз он начал разрушение СССР, то теперь должен довести этот процесс до конца. В этом и состоит историческая ценность Литвы для «свободного мира». Содействовать окончательной дезинтеграции постсоветского пространства. Не дать «империи» возродиться.
Такой подход объясняет необъяснимые в иных случаях действия Вильнюса вроде всемерной поддержки Михаила Саакашвили в Грузии в 2000-е годы или содействия «европейскому выбору» Украины в 2010-е. Казалось бы, где Литва, а где Грузия? Эта страна должна была быть интересна Турции или Ирану, но то обстоятельство, что Саакашвили — русофоб и обволакивает свои действия «антиимперской» идеологией, делало Грузию интересной Литве.
Впрочем, Грузия хотя бы далеко от Литвы, и литовцам от действий их правительства было ни жарко ни холодно. Однако тот же курс литовское руководство проводит по отношению к соседним России и Беларуси, экономические связи с которыми дают жить десяткам тысяч литовцев.
Официальный Вильнюс просто не в состоянии заставить себя отказаться от вмешательства во внутренние дела Беларуси, покуда та остается военным союзником России и проводит свою преемственность от Белорусской ССР.
Литовская правящая «элита» выжжет Литву дотла, но не откажется от борьбы за геополитическую переориентацию Беларуси.
Судьба национальной экономики, Клайпедского порта, Клайпеды, клайпедчан — для литовских правителей все это вторично. Под каток внешней политики Литвы в разные годы попадали Мажейкяйский НПЗ, Игналинская АЭС, Achema… попадет и Клайпедский порт.
В Литве уже есть один умирающий город: убитый вместе с атомной станцией Висагинас. Будет еще один. Убитая вместе с портом Клайпеда.