Главам правительств и министрам иностранных дел Литвы, Латвии и Эстонии запретили въезд в Беларусь. Обидевшиеся прибалты объяснили, что в Минске с ними не желают общаться. Одновременно с этим президент Беларуси Александр Лукашенко поручил забрать у литовской Клайпеды все белорусские грузопотоки. Бесцеремонное вмешательство во внутренние дела Беларуси и оголтелая поддержка оппозиции не прошли для Прибалтики даром: с ней больше не хотят иметь дела.
Через неделю после скандально
Видимо, в Минске решили, что донести общую позицию можно и по телефону, не вылезая из своих Вильнюса, Риги и Таллина во время пандемии коронавируса. Потому что с тех пор информации о визите в Беларусь президентов стран Балтии не появлялось.
Однако, как теперь выясняется, идея заслать в Синеокую сводный балтийский ансамбль политических деятелей первой величины глубоко засела в прибалтийских столицах.
На днях стало известно, что белорусские власти отказались впустить в страну межгосударственную официальную делегацию глав правительств и министров иностранных дел Литвы, Латвии и Эстонии.
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас сообщил об этом с чувством искренней и глубокой обиды. «Мы связались с МИД и канцелярией правительства Республики Беларусь. И нам пришел ответ, как и всем другим руководителям стран Евросоюза, что контактировать с нами не желают», — пожаловался Ратас местной прессе.
По словам эстонского премьера, делегация руководителей стран Балтии собиралась встретиться с белорусскими коллегами, а также представителями гражданского общества. Иначе говоря, с активистами акций протеста, которые митингуют против президента Александра Лукашенко под бело-красно-белыми флагами.
В таком случае понятно, почему прибалтийским дипломатам и премьерам закрыли въезд в страну.
Прибалтика с каким-то непристойным желанием пытается влезть во внутренние дела Беларуси и навязать себя в качестве посредника между Лукашенко и оппозицией, хотя ни Лукашенко, ни оппозиция ее об этом не просят.
До того, как в Беларусь не впустили глав прибалтийских МИД и правительств, туда безуспешно пыталась пролезть делегация Сейма Литвы. До и после этого регулярно приходили новости о том, как отдельных литовских депутатов и евродепутатов тормозили на белорусской границе и разворачивали в направлении Вильнюса. Депутатам и евродепутатам так хотелось «толкать» на белорусских митингах речи «за вашу и нашу свободу», что они пытались просочиться в «последнюю диктатуру Европы» частным порядком, не ставя в известность власти.
Такое поведение прибалтийских политиков больше всего напоминает поведение бойкой и любопытной соседки по лестничной клетке, которой так неймется влезть в чужую семейную ссору, что она каждый вечер ломится в квартиру — выступать посредником
Примерно такие же отношения сейчас складываются у Беларуси с Прибалтикой.
Беларусь отказывается иметь дело с балтийскими соседями, а те все равно лезут и искренне обижаются, почему с ними не хотят контактировать.
Эта искренняя обида — главный показатель неадекватности. Ладно бы еще Прибалтика навязывала себя в посредники и третейские судьи, будучи при этом нейтральной и отстраненной. Но ведь Литва, Латвия и Эстония абсолютно пристрастны в белорусских делах.
Они первыми стали призывать Евросоюз к санкциям против Минска и вводить в качестве показательного примера свои, национальные. Глава МИД Литвы называл Лукашенко бывшим президентом и объявлял его персоной нон-грата. Литва пыталась выстроить белорусов в живую цепь от Вильнюса до Киева, приютила у себя оппозиционного кандидата Светлану Тихановскую, пишет ей речи и устраивает встречи с западными функционерами. И при этом еще лезет в посредники и обижается, что прибалтийских делегатов не пускают в Беларусь.
Последствия такой неадекватности уже начинают сказываться.
Александр Лукашенко поручил правительству рассмотреть возможности переориентации белорусских портовых потоков с Литвы на другие маршруты.
«Думали, что нас можно наклонить, танками попугать, ракетами. Посмотрим, кто еще кого попугает. Мы им покажем, что такое санкции. Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим их на место», — заявил президент Беларуси.
Справедливости ради, Лукашенко не раз и не два грозился забрать белорусский транзит у Клайпеды, но грузы год за годом все так же идут по литовскому направлению. Однако и конфликт между Минском и Литвой до сих пор не заходил так далеко.
Неадекватность Прибалтики в белорусском кризисе проявилось столь очевидно, что Минск сейчас отказывается иметь с ней дело по всем направлениям.
И потери Прибалтики от собственной неадекватности еще только предстоит оценить. Белорусские грузы составляют более трети грузооборота Клайпедского порта, который дает литовскому бюджету 780 миллионов евро в год. Потеря калийных удобрений, нефтепродуктов и других белорусских товаров запросто может обанкротить крупнейший порт страны, который создает 58 тысяч рабочих мест и 6% литовского ВВП. Банкротство порта будет смертным приговором Клайпеде и тяжелейшим ударом по экономике Литвы.
Но литовские политики об этом не думают. У них сейчас одна забота — пролезть в Беларусь и принять участие в «движухе» по свержению Лукашенко.