Латвия обещает перестать закупать белорусскую электроэнергию в случае запуска Белорусской АЭС. Соответствующее заявление премьер-министра Кришьяниса Кариньша означает крах белорусских надежд экспортировать продукцию БелАЭС на Запад через латвийское «окно». Никаких особых отношений с Латвией или любой другой страной НАТО у Минска быть не может, потому что в принципиальных геополитических вопросах они всегда включат блоковую солидарность.
«Латвия прекратит торговлю электроэнергией с Беларусью в случае запуска Белорусской АЭС в Островце», — заявил глава правительства республики Кришьянис Кариньш.
Латвийский премьер не скрывает, что на смену его позиции по БелАЭС повлияли президентские выборы в Беларуси и последовавшие за ними массовые протесты.
Если раньше латыши не соглашались с литовскими братьями, что атомная станция в Островце представляет экологическую угрозу соседям, то после минских акций оппозиции они эту угрозу вдруг остро прочувствовали.
«Учитывая развитие событий в Беларуси, опасения по поводу ядерной безопасности только растут», — пояснил Кариньш мотивы, побудившие Ригу поменять свое отношение к БелАЭС.
В Вильнюсе новости из Риги горячо приветствуют. «Я обрадован решением коллег и наших братьев-латышей, оно логичное, и главное, я надеюсь, что оно проложит путь к успешной реализации проекта по синхронизации [электросетей — прим. RuBaltic.Ru]», — заявил президент Литвы Гитанас Науседа.
Еще месяц назад литовские власти были на грани отчаяния из-за того, что по милости «братьев» — предателей-латышей — придется позорно потреблять энергию Белорусской АЭС через общие для Прибалтики электросети, несмотря на национальное эмбарго. Теперь же «балтийское единство» восстановлено.
В Минске по понятным причинам восприятие совсем другое.
Рушатся надежды вывести белорусскую электроэнергию на рынки Евросоюза, использовав для этого латвийское энергетическое «окно».
Меркантильная позиция Латвии долгое время позволяла Беларуси надеяться, что блокады ее энергетического экспорта с Запада удастся избежать. Чтобы переманить из литовской Клайпеды в морские порты Риги и Вентспилса белорусский транзит, Латвия была готова и признать безопасной АЭС в Островце, и покупать ее продукцию, и стать первой страной НАТО за долгие годы, которая примет у себя «последнего диктатора Европы» Александра Лукашенко.
Латвия для Беларуси была последним аргументом в пользу того, что экономика в отношениях со странами Балтии может победить политику. Для России, кстати, тоже, но Россию окончательно лишил этой иллюзии 2014 год, а в Беларуси она сохранялась вплоть до последних недель.
Теперь пришло время прощаться с иллюзиями. Все оказалось грубо и просто.
В латвийское правительство поступила установка из американского посольства или напрямую из Вашингтона: проявить блоковую солидарность и приступить к экономическому давлению на Беларусь, и гражданин США Кришьянис Кариньш, который много месяцев игнорировал скандалы соседнего Вильнюса, тут же взял под козырек и объявил, что Латвия против Белорусской АЭС.
Такое «переобувание в прыжке» очень напоминает отношение к Беларуси властей «майданной» Украины. С ними у руководства Беларуси тоже были особые отношения. И Петр Порошенко, и Владимир Зеленский приезжали на Форум регионов Беларуси и Украины, где Александр Лукашенко называл украинцев братским народом, а те соглашались.
Экономическое сотрудничество развивалось, органы власти в Минске и Киеве координировали работу друг с другом. При этом старательно выносилось за скобки, какие отношения у Украины с Россией, а у Беларуси — с Западом.
Изъяны этого подхода были очевидны задолго до президентских выборов 9 августа и последовавших событий. Киев останавливал импорт электроэнергии из Беларуси и присоединялся к санкциям ЕС против Минска, демонстрируя, что белорусы, может, и братья, но в стратегических вопросах Украина — с Европой.
Перед выборами была провокация СБУ с «вагнеровцами». После выборов — отказ Зеленского признавать их итоги, требования провести повторные выборы и нескрываемая симпатия к противникам Лукашенко.
В принципиальных геополитических вопросах страны НАТО и стремящиеся к ним присоединиться всегда действуют в рамках блоковой дисциплины и солидарности, и никакие особые отношения с ними, основанные на «нейтралитете», «многовекторности» и тому подобных вещах, невозможны.
Та же Латвия могла до поры до времени играть с Минском в прагматизм с покупкой электроэнергии БелАЭС в обмен на белорусские грузы. Но последовал прямой приказ из Вашингтона, и игры закончились.
Так что если Беларусь хочет полноценного сотрудничества с Латвией, Украиной или Литвой, то этого можно добиться лишь одним способом.
Выйти из союза с Россией, вступить в НАТО и Евросоюз и стать полноценной частью антироссийского «санитарного кордона».
Вот тогда экспорту на Запад продукции БелАЭС не будет ни малейших препятствий. Правда, не будет и самой БелАЭС, а единственной продукцией, которую Беларусь окажется в состоянии экспортировать, станут трудовые мигранты.