Действия Польши и стран Балтии в белорусском кризисе все более диссонируют с осторожным поведением их западных союзников. Если США и Западная Европа не спешат погружаться в белорусскую ситуацию и ведут по Беларуси переговоры с Россией, то Польша через интернет координирует протестные акции, а Литва создает организационные формы для оппозиционеров. Поведение западных соседей во многом определяется идеологией и историческими комплексами, но у Польши и Прибалтики хватает и рациональных причин вести себя деструктивно. Аналитический портал RuBaltic.Ru нашел 5 потенциальных выгод для европейских соседей от дестабилизации Беларуси.
1.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий на пике обострения отношений с Минском предложил Беларуси помочь обрести «энергетическую независимость» от России.
«В большой степени экономика Беларуси опирается на покупку сырья у России по ценам, можно сказать, льготным. По крайней мере, так было до недавнего времени. И постепенное изменение этой модели экономики в значительной степени привело к экономическому ослаблению Беларуси», — заявил Моравецкий по итогам созванного Польшей и Литвой саммита Евросоюза, на котором соседи добивались введения санкций против Беларуси.
Укрепление белорусской экономики возможно через выход на новый уровень интеграции с Россией и, соответственно, возвращение к льготным ценам в рамках Союзного государства.
В случае разрыва союзных отношений России и Беларуси, продвигаемого стоящими за протестами польско-прибалтийскими агентами влияния, Минску придется по политическим мотивам покупать сжиженный газ с польского СПГ-терминала в Свиноуйсьце и литовского в Клайпеде.
Это и называется в Восточной Европе «энергетической независимостью». Польша и Литва получат наконец большой энергетический рынок, на который можно поставлять невостребованную в регионе из-за дороговизны продукцию их СПГ-терминалов. Еще больше этот рынок расширится, когда Литва заставит «демократизированную» Беларусь отказаться от БелАЭС.
2. Обеспечить себя гастарбайтерами
Украинский кризис стал драйвером рекордного роста экономики Польши. За несколько лет после «революции гидности» на заработки в Польшу перебралось 2–3 миллиона украинских заробитчан, которые не могли выжить в «рідній Україні» после того, как та сделала «европейский выбор». Огромное количество дешевой неприхотливой рабочей силы позволило польскому ВВП расти самыми высокими темпами в Евросоюзе: по 5% в квартал.
Если белорусский кризис будет развиваться по пути украинского, то от краха белорусской экономики Польша получит еще несколько сотен тысяч столь необходимых ее экономике гастарбайтеров.
Так что если модерируемый из Польши телеграм-канал Nexta усиленно продвигает идею общенациональной забастовки в Беларуси, то это целиком отвечает польским интересам. Остановка заводов станет сильнейшим ударом по экономике, а разрыв интеграционных связей с Россией приведет к ее полному обрушению.
Сотням тысяч рабочих с разорившихся МАЗа, БелАЗа и прочих предприятий придется искать работу за рубежом, в том числе у западных соседей — Польши и стран Прибалтики. Для Польши белорусские гастарбайтеры будут даже лучше украинских, ведь история отношений поляков с белорусами не отягощена памятью о Волынской резне.
3. Инфильтровать своих агентов во власть
Польша и Литва десятилетиями взращивали Беларуси альтернативный политический класс. Европейский гуманитарный университет в Вильнюсе, стипендия Калиновского для обучения в польских вузах оппозиционной белорусской молодежи — после президентских выборов 9 августа их выпускники и стипендиаты в первую очередь вышли «шатать режим». Тяготеющее к Западу националистическое «ядро» составляет мотивированный стоять до конца костяк в целом индифферентных идеологически и геополитически протестов.
Задача-максимум Польши и Прибалтики состоит в том, чтобы привести своих учеников к власти, задача-минимум — сделать их стороной переговоров с руководством страны, выведя тем самым из маргинального состояния и втащив в политическую систему Беларуси.
Тем самым западные соседи и сами влезут в белорусскую политику, в которой будут реализовывать свои интересы.
Поэтому прозападных националистов усиленно проталкивают в лидеры оппозиции. Чтобы рядовые протестующие не отторгли самозваных лидеров, их русофобскую программу до поры до времени пытаются замалчивать и отрицать.
И недаром Польша и Литва с самого начала предложили себя на роль посредников между властью и оппозицией.
4. Получить финансирование на «демократизацию» Беларуси
Через Польшу и Прибалтику традиционно шли деньги США и ЕС на поддержку «демократизации» Беларуси. Больше всех на передаче денег от американских спецслужб к белорусской оппозиции зарабатывала Литва. Если у Польши хватает своих финансовых возможностей для проведения восточной политики, то для необеспеченной ресурсами Литвы роль «челнока демократии» давала хороший приработок местным чиновникам.
Разрушение отношений Беларуси и Запада и начало этапа нового охлаждения в их отношениях дает Литве шанс возродить выгодный бизнес.
Реанимация инфраструктуры уже происходит. Вильнюс снова превращен в столицу белорусской оппозиции. Туда перебралась оппозиционный кандидат Тихановская, там белорусским протестующим пишут политические программы, в Вильнюс летят поэты «цветных революций» уровня французского философа Бернара Анри-Леви.
Польша и страны Балтии уже открыли границы противникам Лукашенко. Формируются программы для их поддержки: фонды, стипендиальные программы, спецкурсы. Чем более острым и затяжным окажется белорусский кризис, тем большее софинансирование получат эти проекты от Вашингтона, Брюсселя, Джорджа Сороса и других «доноров демократии».
5. Установить контроль над территорией
Конечная цель активности Польши и Литвы на белорусском направлении — установление контроля над территорией Беларуси. В идеале — над всей, по возможности — над частью.
Контроль над всей страной станет возможен, если в Беларуси произойдет полный демонтаж политического строя, то есть свершится полноценная революция со сменой элит, экономической модели, идеологии, исторической памяти и геополитических союзов. В таком случае новая страна, появившаяся на месте Беларуси, будет очередным русофобским лимитрофом, и для ее становления должна быть создана система попечительства ближайших соседей — членов НАТО и Евросоюза.
Польша, Литва и Латвия при таком варианте должны стать кураторами этой новой Беларуси, которым делегируют функции наставничества Вашингтон и Брюссель.
Альтернативный и более реалистичный в нынешних условиях вариант — усилить влияние на части территории Беларуси, к которой у соседей исторически сложилось особое отношение.
Речь прежде всего о Польше, для которой Гродненская и Брестская области Беларуси — это Восточные Кресы, незаконно отторгнутые от Второй Речи Посполитой по Пакту Молотова — Риббентропа. Если по итогам белорусского кризиса Варшаве удастся в той или иной форме укрепиться на «Кресах», для нее это уже будет успехом.