Непризнание итогов президентских выборов и санкции против Минска подвели черту под попытками примирить страны ЕС и НАТО с нынешней Беларусью. Конфликт Запада с президентом Лукашенко носит экзистенциальный характер, и никакие соображения геополитической целесообразности не способны заставить европейцев принять существование «последнего диктатора Европы».
С рациональной точки зрения западным странам было выгодно принять пас из Минска и поверить в разыгранный Службой безопасности Украины спектакль с «российскими боевиками» в Беларуси. В конце концов, по степени дешевой клоунады этот спектакль ничуть не уступает тому же «отравлению Скрипалей», которых уже третий год никому не показывают, а доказательства причастности России к их «отравлению» все так же ограничиваются highly likely (весьма вероятно).
Однако с «вагнеровцами» европейцы подачу не приняли и вселенской антироссийской кампании из очередной дурно пахнущей провокацией спецслужб истории не устроили. Потому что это означало бы поддержать Лукашенко, а играть на руку «последнему диктатору Европы» недопустимо.
С рациональной точки зрения странам ЕС было выгодно по беспорядкам в Беларуси ограничиться дежурным выражением озабоченности. В конце концов, именно так европейцы реагировали на подавление сепаратистов в Каталонии или разгон «желтых жилетов» во Франции, где степень жесткости полицейских была не ниже, а количество жертв (если говорить о «желтых жилетах») — выше, чем в Беларуси.
Однако ЕС не проникся соображениями геополитической значимости Беларуси и заинтересованности в сближении с Лукашенко, чтобы постепенно уводить его от Москвы, и начал сжигать мосты с Минском.
Справедливости ради, все мосты он не сжег. Светлану Тихановскую европейцы президентом Беларуси не признали, свои диппредставительства в Минске не закрыли и секторальных санкций против белорусской экономики не ввели. Хотя Евросоюз и не вводит всех доступных ему «штрафных мер» разом. Он обычно вводит санкцию за санкцией по нарастающей в надежде, что прессуемая сторона «изменит свое поведение».
Однако и те меры, которые уже были приняты, делают невозможным былой политический диалог с Минском. Непризнание итогов президентских выборов, санкции против официальных лиц, возродившаяся общая атмосфера отношения к Беларуси как к «последней диктатуре Европы». Этого достаточно, чтобы сделать невозможной прежнюю работу западных функционеров по Восточной Европе, которые как на работу ездили в Минск разливаться соловьями о «славянской Швейцарии», которая ценна своим нейтралитетом по отношению к действиям «агрессивной России».
Президент Лукашенко — экзистенциальный враг Запада, поэтому любые соображения геополитической целесообразности относятся на второй план, когда представляется шанс его свергнуть.
Для Польши и Литвы было целесообразно иметь Лукашенко в качестве хотя бы ситуационного попутчика после его антироссийских демаршей в последнюю избирательную кампанию. Вместо этого Польша начала раскручивать белорусскую революцию в Telegram, а Литва объявила Лукашенко персоной нон-грата и приютила у себя Тихановскую, которой стала писать политическую программу, что делать, когда та придет к власти.
Украине было выгодно солидаризироваться с Лукашенко, раз уж тот солидаризировался с ее спецслужбами, поверив в скормленную ими дезу. Вместо этого Украина отозвала из Минска посла и не признала итоги выборов.
Для этих странам неприемлем Лукашенко, потому что для них неприемлема построенная им за 26 лет Беларусь. Без господствующего национализма, с государственным русским языком, культом Великой Отечественной войны и признанием местных пособников Гитлера предателями, а не героями. Восточноевропейский национализм не может перебороть себя и быть даже тактическим союзником Лукашенко.
Но и у Западной Европы с американцами сущностные разногласия с «последней диктатурой Европы». Коллективизм, государственная экономика, классическое социальное государство и не отформатированное неолиберальной идеологией общественное сознание — все эти особенности нынешней Беларуси нестерпимы для современного Запада.
Оторвать Беларусь от России и вовлечь ее в свое геополитическое пространство — это само собой. Только, помимо борьбы с Россией, есть еще борьба с собственно Беларусью. Вырвать страну из союза с Россией и переформатировать в нечто среднее между современной Украиной и современной Литвой — это две равноценные и взаимосвязанные задачи. Вырвать нужно, чтобы переформатировать. Переформатировать — чтобы вырвать.
В этом отношении в Беларуси рухнули все попытки найти формулу конструктивного взаимодействия с Западом, будь то многовекторность или ситуационный нейтралитет.
И дело не в том, что Запад после выборов отказался играть с Минском во все эти вещи. Дело в том, что если в будущем он вернется к технологиям мягкого распространения своего влияния на Беларусь, то для Минска будет заведомо бессмысленно вовлекаться в новую игру с шулерами.
Опытным путем доказано, что онтологического отторжения Беларуси ее «западным партнерам» не побороть, а идти с ней на сближение они могут только для того, чтоб ослабить.
И при первом же шансе взломать «последнюю диктатуру Европы» и насадить там свои порядки они этим шансом опять воспользуются.