Продолжающееся ухудшение отношений США и Китая бьет рикошетом по Украине. Американцы не дают Украине совершить выгодную ей сделку по продаже китайцам предприятия авиастроения «Мотор Сич» и ничего не предлагают взамен. Украинские аналитики допускают, что Незалежная может также стать разменной монетой в торге США и России о вхождении последней в коалицию против Китая.
Взаимоотношения Америки и Поднебесной продолжают обостряться. В дополнение к традиционным американским претензиям в нарушениях прав человека и краже технологий в последнее время добавилось и обвинение в эпидемии коронавируса. По всей видимости, до ноябрьских выборов накал противостояния может лишь увеличиваться. Впрочем, даже если и сменится хозяин Белого дома, это вряд ли может стать поводом для нормализации отношений.
В своей недавней речи госсекретарь Майк Помпео обвинил Китай в несправедливой торговле и попытках внедрить китайских лоббистов в американское общество. «США и другие свободные страны возродили терпящую бедствие экономику Китая, но Пекин лишь покусал кормящие его руки, — в азиатском стиле выразился американец. — Больше недопустимо игнорировать фундаментальные политические и идеологические различия между нашими странами», — обиженно резюмировал глава госдепа. Назвав главу КНР Си Цзиньпиня «сторонником провалившейся тоталитарной идеологии», Помпео прямо объявил противостояние США и Китая современной холодной войной и отметил, что «свободный мир должен победить эту коммунистическую тиранию».
В такой «войне» нужны мощные союзники, и американцы стараются привлечь на свою сторону Россию. «Если США и РФ будут сообща работать над крупными стратегическими вызовами, то мир может стать безопаснее», — считает госсекретарь.
И от того, возможен ли такой антикитайский альянс, будет зависеть развитие ситуации на Украине.
Если Вашингтон сможет перетянуть Москву на свою сторону, то весьма вероятно, что в качестве ответной услуги Киеву будет выдано указание выполнить Минские соглашения и нормализовать отношения с Россией. Если же Кремль откажется от такого «обмена» (что представляется наиболее вероятным вариантом), то США могут отомстить Москве посредством эскалации напряженности в Донбассе и введением очередных санкций.
«Противостояние США с Китаем будет тормозить мировое развитие и сбивать цену на рынках, в том числе и сырьевых, от которых сильно зависит экономика Украины», — комментирует политолог и экономист Всеволод Степанюк.
Усугубляет ситуацию, по его мнению, фактически колониальная зависимость Украины от США, которым для борьбы с Китаем нужны будут ресурсы.
«На сегодняшний день страной, заинтересованной в продолжении глобализации, является именно Китай, а США, наоборот, проводят самоизоляционную политику и ничего не могут предложить для развития своим сателлитам. Америка в экономике уже давно проиграла Поднебесной и сейчас пытается разыграть свой основной козырь — доминирование доллара в мировой финансовой системе — и посредством этого затормозить развитие Китая. Думаю, что Украина, следуя в фарватере США, продолжит терять перспективные рынки сбыта и иностранные инвестиции», — делает вывод Степанюк.
Конфликт между США и Китаем, о котором говорят все громче и чаще, особенно в текущем году, во-первых, не является неизбежным, а во-вторых, не будет похож на противостояние великих держав прошлого, уточняет эксперт-международник Николай Капитоненко. Китай догоняет США по силовому потенциалу, но делает это гораздо медленней, чем кажется, и сталкивается с массой проблем. Среди ключевых преимуществ США — союзники, в первую очередь в Восточной и Юго-Восточной Азии, но не только. Их совокупная мощь гораздо выше китайской, а география создает на пути китайской экспансии очень прочные барьеры.
«Поэтому первый фундаментальный вопрос: какую стратегию выберет Поднебесная для продвижения своих интересов? Пока работает доктрина "пояса и пути", призванная постепенно вывести Китай из стратегической изоляции и технологического отставания. Получится это сделать или нет — вопрос открытый. Борьба за союзников в назревающем конфликте станет важной.
Украине она важна тем, что может поставить ее перед выбором: США или Китай. Выбор этот не такой простой и однозначный, как может показаться.
США важны для нас в области безопасности, но Китай — крупнейший торговый партнер. Деньги есть и у Вашингтона, и у Пекина, но пределы американской помощи мы уже знаем, а китайской — нет. В конце концов, может показаться, что за США — сегодня, а за КНР — завтра. Короче говоря, выбор будет непростым, и делать его придется все чаще.
Кроме того, политика в отношении Украины как Вашингтона, так и Пекина будет формироваться сквозь призму российской. В какой-то момент Россия тоже окажется перед выбором: вопрос будет состоять в том, насколько сильными окажутся ее переговорные позиции в это время и каким будет соотношение сил между Китаем и США.
Если для России момент будет благоприятным, то она может потребовать значительных уступок по вопросам постсоветского пространства, включая Украину.
И это тоже заставит нас почувствовать последствия этого противостояния», — предрекает Капитоненко.
«Самый очевидный вариант: противостояние с КНР предполагает хотя бы нейтралитет РФ, а это требует снижения уровня конфликтности на европейском направлении. С другой стороны, Америка будет против развития украино-китайских связей, у которых еще есть потенциал, хотя Украину уже нельзя считать источником технологий и площадкой для доступа к европейскому рынку», — комментирует политтехнолог Василий Стоякин.
До тех пор, пока Украина остается объектом внешнего управления США, обострение противостояния Вашингтона и Пекина едва ли существенным образом скажется на положении дел в этой критически зависимой от Запада стране по одной простой причине, поясняет политолог Александр Ведрусов. Официальный Киев в любом случае будет руководствоваться «ценными указаниями» из американского, а не китайского посольства, даже в ущерб фундаментальным интересам Украины.
«Взять, к примеру, незавидную судьбу одного из последних высокотехнологичных предприятий — "Мотор Сич". Американцы через фактически подконтрольную им СБУ и другие госструктуры Украины всячески мешают руководству авиаконцерна довести до логического конца инвестиционную сделку с китайцами.
Причем заокеанские "друзья" украинского народа по сути ничего не предлагают Киеву взамен их отказа от довольно выгодного соглашения с Поднебесной.
Однако китайцев тоже не следует идеализировать: их основная цель — получить доступ к доставшимся Украине в наследство от СССР двигателестроительным технологиям. Но Пекин хотя бы готов платить за их полную или частичную передачу и налаживать совместное производство. А это рабочие места и возможность сохранить на Украине хотя бы остатки промышленного потенциала в условиях разрыва производственных цепочек и отношений с Россией.
Американцам же никакие украинские технологии или тем более совместные проекты в высокотехнологичном секторе не нужны.
Они открыто торпедируют выгодную Украине сделку лишь для того, чтобы насолить китайцам.
И официальный Киев, что называется, бездумно "берет под козырек". Поэтому в конфликте США с КНР Украина прочно стоит на стороне Вашингтона, и в случае победы Джо Байдена на ноябрьских выборах такое слепое подчинение его интересам в ущерб украинской экономике лишь усилится», — предсказывает Ведрусов.