На Украине придумали оригинальный способ «наказать» президента Беларуси Александра Лукашенко. Депутаты Верховной рады от правящей партии «Слуга народа» предлагают перенести из Минска переговорную площадку по урегулированию конфликта в Донбассе. Ранее эту же идею озвучивал глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Леонид Кравчук. Вслед за крахом политики многовекторности Лукашенко рискует потерять один из главных символов белорусского нейтралитета.
На Украине уже не первый год говорят о необходимости найти новую переговорную площадку для урегулирования ситуации в Донбассе. Главный аргумент — Беларусь нельзя назвать нейтральной страной. Де-юре она состоит в Союзном государстве с Россией, которую официальный Киев считает стороной конфликта.
«Они (белорусы — прим. RuBaltic.Ru) просто хронически голосуют против любых наших идей, против любых наших предложений, даже тех, которые не касаются конфликта с Россией. Это уже свидетельствует об определенной позиции страны, с которой нам нужно делать серьезные выводы», — заявлял в 2018 году постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко. В его представлении «сделать выводы» означало перенести заседания ТКГ в другую страну.
В качестве потенциальной замены Минска чаще всего называют Нур-Султан (бывшая Астана). Власти Казахстана неоднократно предлагали свои услуги в деле урегулирования донбасского и других региональных конфликтов. Встречу лидеров «нормандской четверки», на которой были подписаны Минские соглашения, Назарбаев предлагал провести в Астане.
Позже он заявил о желании президента США перенести переговоры из Минска в какое-то другое место. Почему бы не в столицу Казахстана?
Кстати, тогда же Назарбаев упомянул, что изначально именно Астана должна была стать международной площадкой для деэскалации украинского кризиса. Инициативу в итоге перехватил Минск, но «запасной аэродром» по-прежнему готов принимать делегации Трехсторонней контактной группы (а еще лучше — лидеров «нормандской четверки»).
Призывы отказаться от Минска снова зазвучали на Украине после выборов президента Беларуси. Первым об этом заговорил преемник Кучмы на посту главы украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук.
«Беларусь участия в Трехсторонней группе не принимает. Если вдруг не будет возможности проводить там встречи, то мы тогда и будем искать другое место. Сначала были не Минские соглашения. Сначала была Женева. Можно взять совсем нейтральное государство, ту же Швецию. Можем их попросить. Это — возможно», — допускает первый президент Украины.
В его словах есть определенная логика. Город, охваченный массовыми акциями протеста, — не самое подходящее место для международных переговоров. Но как можно назвать «совсем нейтральным государством» Швецию?
Как бы то ни было, Кравчук предложил поискать альтернативу Беларуси из-за политической нестабильности в этой стране.
После этого Лукашенко выдал России задержанных «вагнеровцев», чем очень расстроил президента Украины. «На мой взгляд, это странно, некорректно и точно неприемлемо в дружеских межгосударственных отношениях. Во-первых, публично наговорить о каком-то якобы вмешательстве Украины во внутренние процессы в Беларуси. Этого точно не было. А во-вторых, людей, которые действительно имеют отношение к безусловному вмешательству в дела как Беларуси, так и Украины — прежде всего Украины, — демонстративно отдать третьей стороне», — написал Владимир Зеленский в своем Телеграм-канале.
Очевидно, после этого Киев окончательно определил «генеральную линию партии» в отношении Беларуси: «батьку» нужно «мочить».
Частью этого «мочилова» можно назвать инициативу отобрать у Минска статус переговорной площадки по Донбассу, с которой выступила группа народных депутатов.
«Учитывая неправовые волюнтаристские действия де-факто президента Беларуси Александра Лукашенко по укрытию и пособничеству террористам, обращаемся к президенту Владимиру Зеленскому с предложением согласовать с международными партнерами перенос деятельности Трехсторонней контактной группы, всех ее органов, групп и подгрупп с территории Беларуси в другую страну, поручить Национальной полиции Украины и Службе безопасности Украины начать расследование деятельности организованной преступной группировки с участием высших должностных лиц Республики Беларусь, которая занималась пособничеством терроризму, а также покушениями на жизнь и здоровье граждан Украины», — говорится в заявлении, под которым подписались 14 нардепов.
Они же призывают президента и правительство Украины ввести санкции против Беларуси: приостановить с ней все формы политического диалога на высшем уровне, ограничить экспорт с целью недопущения поставок специальных средств, которые правоохранители могут использовать для подавления протестов, и так далее.
Иными словами, депутаты от «Слуги народа» не скрывают, что поиск новой территории для заседаний ТКГ — это изощренный способ наказать Лукашенко за возвращение России «вагнеровцев».
И «батька» действительно рискует получить болезненный удар.
Подписание Минских соглашений и организация работы Трехсторонней контактной группы в столице Беларуси стали большими дипломатическими победами Лукашенко. Благодаря им «последний диктатор Европы» превратился в «голубя мира», который пытается нормализовать отношения двух братских славянских народов.
К тому же Минский процесс зафиксировал нейтральный статус Беларуси и помог ее лидеру частично избавиться от имиджа сателлита России и начать опасную игру в многовекторность.
Но игра заканчивается — Минск как территория диалога перестает устраивать Украину и ее западных покровителей.
Поскольку Беларусь стороной переговоров не является, от нее здесь ничего не зависит. Сохранить минскую «прописку» Трехсторонней контактной группы может только Москва. Если российское руководство и власти Донецкой и Луганской народных республик откажутся вести переговоры в другой стране, то Украине придется с этим смириться. В противном случае заседания ТКГ вообще прекратятся.
Смена внешнего антуража на перспективы Минского процесса никак не влияет. Депутаты Верховной рады и не скрывают, что намерены использовать Трехстороннюю контактную группу как инструмент давления на Лукашенко.
Закономерный итог политики многовекторности, которую президент Беларуси проводил в надежде получать выгоды со всех сторон.
Теперь эти «выгоды» Запад использует против него.