Политика Политика

Россия должна защитить Беларусь от вмешательства в ее внутренние дела

В Беларуси продолжаются массовые протесты несогласного с итогами президентских выборов населения. Западные страны отказываются признавать Лукашенко легитимным главой государства и обсуждают санкции против Минска. В условиях острого политического кризиса в Беларуси было объявлено о создании Народно-патриотического движения, которое должно объединить всех, кто выступает в защиту конституционного строя. О задачах и программе движения аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал его учредитель — депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель Либерально-демократической партии Беларуси (ЛДПБ) Олег ГАЙДУКЕВИЧ.

— Г-н Гайдукевич, с чем Вы со своим новым движением сейчас, на пике политического кризиса, собираетесь идти к белорусам?

После всех этих событий мне поступает огромное количество звонков от людей со всей страны, которые переживают за судьбу Беларуси. Эти люди хотят, чтобы все решалось в правовом поле, а не на улицах. Рамок партий в этой ситуации недостаточно. Многие не хотят состоять в партиях или уже являются членами партий, каких-то общественных организаций.

Поэтому мы приняли решение создать более широкое движение, чтобы спасти Беларусь. Ты можешь быть левым, правым, «зеленым» — каким угодно. Но есть базовые принципы, которые всех нас объединяют и которые мы должны сохранить.

Что это за принципы?

Мы за сохранение конституционного строя страны, ее независимости и территориальной целостности. Все вопросы в нашей стране должны решаться исключительно в правовом поле. Вмешательство других стран в дела Беларуси недопустимо!

Союз с Россией и членство в ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности — прим. RuBaltic.Ru) являются гарантией суверенитета и независимости Беларуси; они должны сохраняться, поддерживаться, развиваться.

Двуязычие — наша базовая ценность. Русский язык для нас — родной, он должен оставаться государственным языком Беларуси. Те исторические решения, которые были приняты на референдумах 1995 и 1996 годов — о союзе с Россией, государственном статусе русского языка и прочем, — должны оставаться неизменными.

Эти ценности в Беларуси сегодня разделяет огромное количество людей. За первые часы после объявления об учреждении Народно-патриотического движения мы получили такой вал заявок! Совершенно не ожидали такого эффекта. Руководители предприятий к нам уже обращаются. Будем формировать широкий народно-патриотический фронт, открытый для всех.

Первое и главное наше требование — сохранение Конституции.

Любые противоречия в белорусском обществе должны решаться на конституционной основе, а не на улицах и не на площадях. Никакие «уличные сценарии» в Беларуси недопустимы.

Ваши принципы, иначе говоря, это та программа, с которой 26 лет назад пришел к власти Александр Григорьевич Лукашенко… 

— Это завоевание нашей страны, безусловно. Мы должны отстоять то, что наша страна завоевала за эти 26 лет. Русский язык, союз с Россией — те основы, защитив которые, мы должны двигаться дальше. Переходить к парламентским выборам по партийным спискам, менять избирательное законодательство.

Но перед тем, как это делать, надо сохранить то, что есть в стране. Это первое. Второе: не допустить вмешательства извне. Мы, белорусы, должны решать судьбу страны. Только мы. Больше никто.

Если Ваше движение — за сохранение завоеваний 26 лет президентства Лукашенко, то почему бы Вам просто не назвать его движением в поддержку Лукашенко?

Это движение в поддержку Беларуси! Оно выступает за страну. За ее сохранение и конституционное развитие.

У нас хватает движений в поддержку президента: «Белая Русь», БРСМ (Белорусский республиканский союз молодежи — прим. RuBaltic.Ru). Мы же хотим объединить всех людей, выступающих за эволюционное развитие Беларуси.

В воскресенье, 16 августа, в Минске было два митинга: один за Лукашенко, другой — против него. В каком из них участвовало бы Ваше Народно-патриотическое движение?

Я не согласен, что второй митинг, который был вчера, был против президента. Очень многие из участников этого митинга вышли за мир и против насилия.

Мы должны отличать людей, которые выступают против насилия, от людей, которые пытаются использовать их для достижения своих политических целей.    

Тем более что многие из этих манипуляторов находятся за пределами страны.

Мы должны не допустить, чтобы наших людей использовали манипуляторы. Тем более — зарубежные манипуляторы. Поэтому не надо говорить, что люди, которые выходят на акции против насилия, — враги страны. Абсолютный бред.

Если в Ваше движение придут люди, которые сейчас протестуют под бело-красно-белыми флагами, Вы их примете?

Слушайте, мы не должны делить людей по флагам. Начинать сейчас менять флаги, гербы — у нас что, дел других нет? В стране сейчас хватает проблем. Государственные символы нашей страны были выбраны абсолютным большинством белорусов на референдуме 1995 года. Они должны быть неизменны.

При этом ненависти какой-то у меня к бело-красно-белому флагу нет. И я не считаю врагами людей, которые выходят под этим флагом. Это такие же белорусы, с ними надо общаться, потому что мы жили и будем жить вместе в одной стране.   

Некоторые сторонники Лукашенко говорят, что Россия должна оказать ему помощь, и в том числе военную помощь, если понадобится. Неужели в Беларуси сложилась настолько критическая ситуация, если уже говорят даже об этом?

Нет. Такая ситуация у нас не сложилась, и я не думаю, что она вообще может сложиться.

Я считаю, что главная помощь России — это ее честная взвешенная позиция и недопущение вмешательства во внутреннюю политику Беларуси извне. 

Введение войск я вообще не вижу смысла обсуждать. Помощь по линии ОДКБ оказывается в случае внешней военной угрозы, а сейчас такой угрозы нет. Помощь России сейчас — обеспечить невмешательство во внутренние дела Беларуси со стороны других стран.

А Вы видите вмешательство со стороны других стран?

Я вижу признаки такого вмешательства. Когда против нас уже собираются вводить санкции. Что такое санкции? Это инструмент геополитики. Никто же не верит, надеюсь, что те, кто их вводит, заботятся о демократии в Беларуси?

Санкции — это попытка за счет внутриполитических проблем в Беларуси решить свои геополитические задачи.

Лезть в белорусский политический процесс, одних критиковать, других признавать чуть ли не избранным президентом Беларуси — разве это не вмешательство извне? Конечно, вмешательство. Мы, белорусы, должны сами во всем разбираться; какое право они имеют диктовать нам условия, назначать какие-то круглые столы и тому подобное?

Весь прошлый год Россия и Беларусь вели переговоры по углублению интеграции в рамках Союзного государства и в итоге так не договорились. Ваше движение поддержит подписание дорожных карт углубленной интеграции или оно за то, чтобы российско-белорусский Союз оставался на нынешнем уровне?

Как Вы знаете, я депутат парламента и член президиума парламента, и на этих должностях я много раз повторял, что альтернативы нашим союзным отношениям нет. Я выступаю за равноправный союз Беларуси и России, за союз двух суверенных государств. Но то, что мы должны двигаться по пути интеграции, решать спорные моменты, устранять их путем переговоров, для меня бесспорно.

Двигаться по пути интеграции необходимо — это моя позиция, которую знают и в Беларуси, и в России.

Я никогда ее не менял, никогда не отказывался от своих слов. И сейчас я как лидер Либерально-демократической партии Беларуси и как лидер новообразованного Народно-патриотического движения от этих слов не отказываюсь.


Читайте также
17 августа 2020
Россия сможет оказать военную помощь Беларуси в случае столкновения последней с внешней агрессией, сейчас же речь об этом не идет.
17 августа 2020
Берлин пытается связаться с президентом Беларуси Александром Лукашенко, против которого на протяжении последних дней проходят массовые акции протеста.
17 августа 2020
Ведущие партии Европарламента признали персоной нон грата президента Беларуси Александра Лукашенко, отставки которого требуют участники массовых протестных акций в республике.
17 августа 2020
Господствовавшая во внешней политике Беларуси концепция многовекторности рухнула на глазах, и Лукашенко приходится возвращаться к союзу с Россией.