Рассмотрение в Верховной раде Украины законопроекта № 2693-д «О медиа» отложили как минимум до осени. Однако сама идея радикально ограничить свободу высказывания в средствах массовой информации никуда не делась. Аналитический портал RuBaltic.
На последней сессии Верховной рады замглавы фракции «Слуга народа» Евгения Кравчук настаивала на принятии закона «О медиа» хотя бы в первом чтении. Свою настойчивость она оправдывала тем, что этого якобы требуют Совет Европы и некоторые западные посольства. На самом деле дипломаты из Германии, Швеции и даже далекой Канады в соцсетях лишь высказали свои рекомендации. А Совет Европы, констатируя «проделанную работу» и «значительный прогресс», при этом продолжает изучать новую редакцию документа и предлагает продолжить его обсуждение.
А второй «хитрый ход» команды Владимира Зеленского состоит в том, что они соединили в этом законопроекте «коня и трепетную лань». В первой части документа говорится о принятии стандартов Совета Европы и положений директивы ЕС об аудиовизуальных услугах медиа, что, собственно, и радует европейцев.
А истинная цель «слуг» спрятана в другой части законопроекта, где речь идет фактически о жесткой цензуре СМИ, предусматривающей огромные штрафы и даже блокировку медиа (включая простых пользователей соцсетей) в течение нескольких часов.
И вот эту часть законопроекта международные эксперты довольно резко критикуют.
Политтехнолог Василий СТОЯКИН, впрочем, не заметил никакой негативной реакции Запада, напротив, он напомнил, что в Евросоюзе предложили принять закон о средствах массовой информации как можно скорее.
«Другого законопроекта нет, а представители украинских СМИ считают его неподходящим идеологически — то есть любые предлагаемые правки и изменения его не спасут. Но ЕС — за. Очевидно, что представленный в законопроекте механизм закрытия неугодных СМИ соответствует лучшим европейским стандартам. Принятие его отложили, потому что качество законопроекта оставляет желать лучшего. Чисто технически — дело не в идеологи», — заключил эксперт.
Хотя понять цель этого репрессивного документа весьма просто: у «слуг» нет не то, что собственного медиахолдинга, но сколь-нибудь раскрученного СМИ.
А в условиях нарастающей критики и продолжающегося падения рейтингов власть тотально проигрывает информационную войну оппонентам и иным политическим силам.
Такая ситуация раздражает офис президента, тем более в преддверии местных выборов, которые запланированы на октябрь. И поэтому команда Зеленского решила поддержать разработанный «соросятами» карательный для СМИ законопроект, закамуфлированный под требования соглашения ассоциации с ЕС. На такой жесткий шаг по отношению к медиа не решился даже большой «любитель» свободы слова Петр Порошенко.
«Свобода слова в Украине — это в значительной степени абстракция: мы о ней говорим, а на деле ее как не было, так и нет», — уверен директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел РУДЯКОВ. По его словам, каждая новая власть «освобождает» свое слово и «прикручивает гайки» чужому, не говоря уже о том, что украинское информационное поле находится под внешним контролем и управлением.
«Закон, насколько я понимаю, будет принят, его негативные положения власть ничуть не пугают. Запад что-то по этому поводу изрекает, но реально не противится. Отложили, думаю, потому что под принятие этого закона одна группа «новых лиц» хотела бы резко переделить активы на медиарынке. В этом деле возникли новые сложности, вот они с ними пока и разбираются», — пояснил Рудяков.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил БОГАТЫРЕВ считает, что законопроект о медиа, как и так называемый законопроект о противодействии дезинформации, разрабатывался и продвигается вполне конкретной группой в рядах «Слуг народа» — Александром Ткаченко и Никитой Потураевым.
«Прикрываясь патриотической и отчасти националистической риторикой, эти люди хотят протащить в законодательство возможность установления цензуры, что в сочетании с их полным контролем над органами этой цензуры, предоставит им монополию на подачу информации в Украине. Собственно, идея эта стара как мир и зиждется на простом принципе: кто контролирует телевизор, тот и контролирует массы.
Законопроект пока не выносят на голосование не из-за возражения международной общественности, а потому что в самой фракции велико осуждение данного законодательного акта.
Многие депутаты (особенно молодые, имеющие серьезные планы на построение политической карьеры) не хотят ставить на своей биографии пятно в виде голосования за законы, вводящие цензуру. Изменится ли эта ситуация в будущем — посмотрим», — подытожил Богатырев.
Замдиректора Украинского центра социальной аналитики Валерий ПЕСЕЦКИЙ полагает, что к законотворчеству Зеленского и его «слуг» не стоит относиться избыточно серьезно, ведь они принимают законы в турборежиме, но при этом нисколько не заботясь о строительстве администрации для их исполнения.
«Вертикали власти сегодня нет, и она не предвидится, так что любой закон просто подвисает, не имея под собой точки опоры. Реализация в стране карантинного режима тому яркое подтверждение.
Так что если авторы законопроекта о СМИ ставили перед собой цель "закрутить гайки" на свободе слова, то у них из этого ничего не выйдет, кроме очередного скандала и демонстрации слабости власти.
Еще один показательный в этом смысле пример — игнорирование языковых квот на украинских телеканалах: русскоговорящие гости эфиров доминируют. И что? Каналы закрывают или штрафуют? Уверен, что то же самое будет в случае принятия закона о СМИ. Его просто будут игнорировать, потому что некому следить за его исполнением. И это замечательно!» — заключил Песецкий.