Едут из Польши с колбасой и коронавирусом: Литва испугалась и хочет закрыть границы
Александр Носович
Президент Литвы Гитанас Науседа допустил повторное закрытие границ ЕС из-за всплеска заболеваемости коронавирусом. За это литовский лидер получил отповедь Еврокомиссии, которая резко против восстановления пограничного контроля внутри Евросоюза. Однако руководству Литвы сейчас не до европейской солидарности: дело в том, что литовцы не хотят сидеть дома и, даже не эмигрируя, постоянно выезжают за границу, возвращаясь с покупками из Польши потенциальными носителями COVID-19.
«Вопрос о контроле границ должен быть следующим этапом, и он требует общеевропейских решений. <…> Мы наблюдаем ужесточение внутреннего режима во многих государствах ЕС, вполне вероятно, что к этому вопросу снова придется вернуться», — заявил в начале недели президент Литвы Гитанас Науседа.
Литовский лидер подчеркнул, что в его стране действует «налаженный механизм применения инструмента карантина», для прибывающих из ряда стран обязательна самоизоляция, которая сама по себе является косвенным инструментом контроля границы. Однако полумеры не помогают.
Количество заражений в Литве растет, с начала месяца республика вернула обязательный масочный режим и ограничила свободное посещение общественных мест. Теперь выясняется, что от страха перед второй волной пандемии литовским властям и не до «европейского единства».
В мае Балтийские республики первыми открыли друг с другом границы — за месяц до общего открытия границ внутри ЕС — и с помпой провозгласили себя лидерами Евросоюза по солидарности.
Теперь Литва может стать первой страной, которая вновь закроет свои пределы.
«Если прошлый шаг Брюссель мог только приветствовать, то возможный будущий не сможет не осудить. Мнение Еврокомиссии по этому вопросу не изменилось. Необходимо избегать возобновления неэффективных ограничений и внутреннего пограничного контроля ЕС, продвигаясь вперед», — отреагировал на слова президента Литвы представитель Брюсселя.
Любые ограничения на передвижения внутри ЕС «должны быть скоординированными, пропорциональными и недискриминационными для устранения рисков для здоровья населения». Закрывать внутренние границы допустимо только в случае крайней необходимости.
Видимо, перед руководством Литвы маячит именно такая необходимость, если Науседа готов поступиться имиджевыми потерями и ставить вопрос о закрытии европейских границ после того, как Литва стала одной из первых стран, которые их открыли.
Проблема официального Вильнюса в том, что народу не сидится в родной стране. И дело не в эмиграции. Если бы литовцы только эмигрировали после открытия границ ЕС, это была бы не проблема, а решение. Но они уезжают и возвращаются.
Главным источником санитарно-эпидемиологической угрозы для балтийской республики стала закоренелая привычка литовцев делать покупки в Польше. «Сегодня утром я ездил в Сейны. На литовской стороне никто не контролирует и не останавливает. На польской стороне есть пограничники, но они просто следят за проезжающими. На стоянках у магазинов в Сейнах нет свободных мест, все машины с литовскими номерами. Поляков практически невозможно встретить», — пишет репортер литовского портала DELFI, по словам которого поляки такого количества литовцев в приграничных торговых центрах не видели даже на Рождество.
Между тем в Польше растет заболеваемость коронавирусом, и литовские власти откровенно боятся, что их граждане заодно с колбасой привезут из польских магазинов COVID-19.
Население просят проявить сознательность и делать закупки в своей стране. Это и патриотично, и выгодно для экономики, и более безопасно в санитарно-эпидемиологическом плане, чем ездить в Польшу.
«Я рекомендую воздержаться от таких поездок. Но если уж очень надо, то МИД рекомендует выполнять все требования безопасности», — говорит глава вильнюсского департамента Национального центра общественного здравоохранения Роланда Лингене. По ее словам, Польша уже в ближайшую пятницу, 7 августа, скорее всего, попадет в список эпидемиологически опасных стран, и ездившим в Сувалки за колбасой литовцам придется сидеть на карантине.
Однако траффик в Польшу такой, автомобильных дорог много, а возможности властей контролировать всех въезжающих и выезжающих столь очевидно недостаточны, что за грозными словами официальных лиц об административной (а при рецидивах — и уголовной) ответственности для не соблюдающих режим самоизоляции любителей польской колбасы сквозит растерянность.
Литовские власти не могут контролировать население.
Поэтому президент Науседа ставит вопрос о закрытии внутренних границ ЕС. По большому счету, ему нужно закрыть одну Польшу, но ведь это будет удар по только-только стабилизировавшимся в последние годы литовско-польским отношениям. Чтобы избежать подобной ситуации, литовский лидер заводит длинный разговор о необходимости общего решения лидеров стран ЕС по закрытию всех границ на уровне Евросоюза.
Главным пострадавшим пока выглядит репутация руководства Литвы. Не потому, что оно ставит вопрос о приостановке «европейского единства». И даже не потому, что неспособно повлиять на собственное население.
Главное, что даже угроза новой неведомой заразы не способна оторвать литовцев от Польши, где цены на продукты первой необходимости в полтора-два раза ниже, чем в балтийской республике.
Литва перешла на евро и очень этим гордилась как несомненным доказательством своей «европейскости» и «прогрессивности». Польша от евро отказалась и, вопреки давлению Брюсселя, сохранила национальную валюту. За что получила ярлык «отсталой».
К чему всё в итоге пришло? Если 10 лет назад поляки ездили в Литву и поддерживали своими кровными литовскую экономику, потому что в литах покупать было выгоднее, чем в злотых, то после отказа от лита литовцы ездят к полякам и укрепляют своими кровными экономику Польши. Хотя власть им обещала, что с введением в балтийской республике евро цены не вырастут.
Профессиональные литовские «патриоты» уже выражали по этому поводу свое возмущение, наблюдая, как неблагодарное население, вместо того, чтобы праздновать День государства, День восстановления государства и другие сакральные даты, тратит выходные дни на шопинг в соседней стране.
Оказалось, это были еще цветочки. Как показывает практика, никакая чума XXI века не способна отвратить литовцев от дешевой колбасы и заставить их перестать инвестировать в экономику Польши.