Политика Политика

США вслед за Путиным «наехали» на Польшу из-за евреев

Государственный департамент США направил на рассмотрение Конгресса объемный доклад, в котором подверг критике иностранные государства за невыполнение обязательств по возврату или возмещению собственности евреям. Одной из злостных нарушительниц Терезинской декларации по вопросам реституции имущества пострадавшим от Холокоста оказалась Польша. Примечательно, что доклад Госдепа обнародован буквально через несколько дней после выборов президента Польши, на которых победил Анджей Дуда — открытый противник выплаты евреям компенсаций за потери, понесенные во время Второй мировой войны.

В 2017 году при широкой двухпартийной поддержке Конгресс США принял закон 447 или так называемый JUST Act (Justice for Uncompensated Survivors Today — «Справедливость для выживших, оставшихся без компенсаций». Этот документ требует от Госдепа отчитываться о том, как иностранные государства выполняют требования по реституции активов, незаконно отобранных у евреев в годы Холокоста.

Презентация доклада была намечена на март, но ее перенесли под предлогом пандемии коронавируса: дескать, оценки Госдепа могли подпитывать антисемитизм во время экономического спада, вызванного вспышкой болезни.

Американская пресса тем временем находит более глубинные причины заминки с публикацией отчета. «Его выпуск после четырехмесячной задержки происходит из-за того, что администрация Трампа неохотно ввязывается в драки с консервативными европейскими правительствами, от которых она ищет поддержки в других областях», — пишет Associated Press.

Нетрудно догадаться, о какой стране идет речь.

Махровые консерваторы окопались во властных кабинетах Польши, которая не горит желанием рассчитываться с евреями.

Хотя в 2009 году Варшава подписала Терезинскую декларацию и обязалась работать над возвращением жертвам Холокоста движимого и недвижимого имущества, страховых активов, культурных ценностей и так далее. В соответствии с законом 447 Госдеп оценивает ситуацию именно в странах — подписантах этой декларации.

Авторы отчета жестко проехались по главному геополитическому противнику своей страны. «Россия фактически национализировала большую часть художественных и культурных ценностей, захваченных советскими трофейными бригадами, которые в 1945 году отправили ценности обратно в Россию с оккупированных территорий (включая Германию), — читаем в документе. — Несмотря на принятие закона, основанного на вашингтонских принципах 1998 года о конфискованных нацистами произведениях искусства, Россия мало что сделала для проведения исследований происхождения, восстановления или компенсации произведений искусства, найденных в конце Второй мировой войны, которые были конфискованы нацистами у еврейских и нееврейских жертв».

Среди тех, кого критикует Госдеп, оказались и Прибалтийские республики: наряду со многими другими странами они еще не приняли законы о бесхозной собственности.

В качестве плохого примера приводится Латвия: «Политическое сопротивление было одним из факторов, побудивших латвийское правительство в середине 2019 года отозвать законопроект, предусматривающий минимальную реституцию более чем 200 коммунальных объектов, выявленных небольшой оставшейся еврейской общиной страны. В этом и других случаях как политические соображения, так и опасения по поводу финансовых издержек, связанных с реституцией, задерживают принятие мер».

Но самым злостным нарушителем Терезинской декларации можно назвать Польшу.

По мнению Госдепа, она является единственной страной ЕС со значительными имущественными проблемами эпохи Холокоста, которая не приняла всеобъемлющего законодательства о реституции национального имущества или компенсации евреям.

Из-за этого заявителям крайне трудно добиваться справедливости в суде — им приходится доказывать, что во время коммунистической национализации произошел какой-то процессуальный недостаток. По утверждению Госдепа, способ весьма «громоздкий, длительный, дорогостоящий и неэффективный».

Из 5 500 претензий на еврейскую общинную собственность было рассмотрено около половины. А из них около половины было отклонено. Польское правительство пеняет на объективную сложность рассмотрения подобных дел. В Госдепе уверены, что у властей страны просто нет политической воли для устранения бюрократических проволочек.

Обвинения, прямо скажем, небеспочвенные. До начала Второй мировой войны на территории Польши проживала самая большая в Европе еврейская община (примерно 3,3 миллиона человек). Поэтому польские политики не скрывали своей озабоченности после принятия в США закона 447.

Вице-премьер Ярослав Говин предположил, что еврейские организации завалят его страну исками и заставят выложить баснословные деньги.

300 миллиардов долларов — такую сумму насчитал лидер партии Союз реальной политики Станислав Михалкевич (подписание закона 447 он назвал окончательным поражением Польши во Второй мировой войне). Журналист и писатель Витольд Гадовский с огорчением замечал, что у евреев много денег, влияния и рычагов давления на США, поэтому Трамп без колебаний подписал выгодный для них и невыгодный для поляков закон.

Впрочем, финансы — это только одна сторона медали. Польские власти прекрасно понимают, что многомиллиардные компенсации евреям чреваты в их стране неконтролируемыми вспышками антисемитизма.

Не случайно во время недавней избирательной кампании Анджей Дуда решил сыграть на страхе электората перед масштабной реституцией еврейского имущества.

«Никакого возмещения за бесхозное имущество выплачено не будет, — заявил он накануне выборов. — Я никогда не подпишу принятия закона, который даст привилегию любой этнической группе по сравнению с другими. Ущерб должен быть возмещен теми, кто начал войну».

Своего либерального оппонента — кандидата от «Гражданской платформы» и мэра Варшавы Рафала Тшасковского — Дуда изображал как человека, готового сдать интересы польского народа и прогнуться под еврейское лобби. Польский государственный телеканал TVP 9 в основном выпуске новостей прямо предостерегал столичного градоначальника от «удовлетворения еврейских требований».

В ответ на это Американский еврейский комитет (AJC) заявил, что он шокирован использованием подобных «антисемитских клише».

«Одно дело, когда такие сообщения распространяются радикальными ультраправыми группами. Но совсем другое, когда это делается государственным телевидением, финансируемым налогоплательщиками», — говорится в сообщении правозащитной организации.

Разумеется, после победы на выборах президент Польши и его соратники постараются вообще не трогать тему реституции еврейской собственности. Она, впрочем, продолжит отравлять двусторонние отношения Варшавы и Вашингтона.

Вопрос лишь в том, будут ли США и дальше мириться с особой позицией Польши по этому вопросу. Или за отчетами Конгресса последуют более решительные действия?

Потенциальная опасность исходит не только от США. За два дня до публикации доклада Госдепа члены верхней палаты парламента Великобритании выразили озабоченность в связи с нежеланием польского правительства возвращать имущество, отобранное у евреев в годы Холокоста.

«Целых 11 лет я задаю вам один и тот же вопрос, на который получаю все тот же ответ об отсутствии продвижений. Польша — единственная страна в ЕС, которая не приняла закон о возмещении убытков от одной из величайших краж в истории», — заявила баронесса Рут Дич.

А лорд Эрик Пиклз поставил вопрос о сотрудничестве Лондона с Вашингтоном для достижения прогресса в этом вопросе.

Не ровен час, на международной арене появится целое движение «За реституцию еврейского имущества в Польше».

Читайте также
28 января 2020
В Польше прошла торжественная церемония, посвященная 75-й годовщине освобождения концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау.
24 января 2020
Президент Польши Анджей Дуда заявил, что организаторы Всемирного форума памяти жертв Холокоста сфальсифицировали историю и таким образом нанесли вред полякам.
27 января 2020
Фактический руководитель Польши Ярослав Качиньский заявил, что Россия должна выплачивать репарации Польше за Вторую мировую войну.
30 июля 2020
Государственный департамент США раскритиковал Польшу и ряд государств Центральной и Восточной Европы за невыполнение обязательств по возмещению ущерба жертвам нацизма.