«Глобальные русские» становятся жертвами западной русофобии
Александр Носович
В британском парламенте представили давно анонсированный доклад о «российском вмешательстве» во внутренние дела Великобритании. В него попали осевшие в Лондоне россияне, которые были объявлены «агентами Кремля» только за то, что являлись или являются гражданами РФ. Ситуация типичная: «глобальные русские» становятся жертвами антироссийской паранойи по всему западному блоку от США и до Прибалтики. Правящей бал русофобии нет дела до того, что эти россияне — «вне политики» или вовсе являются патентованными борцами с Путиным.
«Письменные свидетельства, переданные нам, производят впечатление утверждения о том, что правительство Ее Величества не видело и не искало свидетельств успешного вмешательства в демократический процесс Соединенного Королевства. Не видели они и никакой иной активности, которая имела бы материальное влияние на выбор народа, например, оказывая влияние на конечный результат» — характерный отрывок из долгожданного доклада Комитета по разведке и безопасности парламента Великобритании о «руке Москве» в британской политике.
Отрывок многое говорит о стиле и содержании документа.
«Русский доклад» британского парламента написан в худших традициях ежегодных отчетов прибалтийских спецслужб.
Та же гремучая смесь косноязычной публицистики, неумелой аналитики, вымыслов, домыслов, вольных интерпретаций и не подтвержденных фактами выводов, которые в Прибалтике обычно рассыпаются в прах в результате судебных разбирательств. При этом пустопорожний пафос с печатью официальности и направленность на внутренних оппонентов, которых дискредитируют с помощью антироссийской паранойи.
Доклад оказался направлен не столько против Кремля, сколько против правящей партии консерваторов, члены которой якобы состояли в тайных связях с Москвой и получали «русские деньги».
Именно этим состряпавшие текст депутаты от оппозиции объясняют, что никаких красноречивых фактов российского вмешательства ими не выявлено.
Если бы правящие тори искали «русский след» в референдуме о выходе Великобритании из ЕС, они бы его нашли. Если бы российское влияние на Альбионе было изучено должным образом, доказательства вины России в отравлении Скрипалей не сводились бы к одному «хайли лайкли».
Если теперь никаких следов не найти, то из-за того, что тори их вовремя не искали. А почему не искали? Потому что куплены Кремлем!
Для того, чтобы хоть как-то обосновать эту ахинею, авторы доклада обрушились на бывших и нынешних граждан России, постоянно проживающих на территории Соединенного Королевства.
Во владениях Ее Величества русские нувориши создали широкую сеть влияния и контактов в британском истеблишменте. Они выкладывали космические деньги, чтобы посещать один теннисный клуб с Борисом Джонсоном, получать приглашения на five o'clock к Терезе Мэй и отправлять детей учиться в Оксфорд вместе с детьми Дэвида Кемерона.
Так Путин и наводнил Британские острова своей агентурой, тем совратив джентльменов из хороших семей, сокрушаются парламентарии. Интеграция истеблишмента с русской мафией зашла так далеко, что теперь российское вмешательство в британскую политику нельзя доказать, но невозможно и отрицать.
«Этот уровень интеграции — в особенности в "Лондонграде" — означает, что любые меры нашего правительства теперь, к сожалению, не пресекают зло, не являются превентивными. Они представляют собой всего лишь минимизацию ущерба», — делает вывод Комитет по разведке.
Такой вывод ставит «каинову печать» на всех «жертвах» путинского «кровавого режима», уехавших в Лондон от угрожавших им на родине обвинений в экономических преступлениях.
Ведь ни для кого, включая лейбористов в Палате общин, не секрет, что на Альбион в прошлом десятилетии перебиралась богатейшая часть российского общества, у которой не задались отношения с российской властью. Великобританию крупные российские чиновники, бизнесмены и чиновники-бизнесмены выбирали для жизни как самую благоустроенную из самых антироссийских стран ЕС, которая полностью удовлетворяла их запросы миллиардеров и при этом позволяла не опасаться экстрадиции по запросу Следственного комитета РФ.
«С Темзы выдачи нет».
Впрочем, не нужно мазать одним миром всех эмигрантов и утверждать, что Лондон в «Лондонград» превращали только жулики вроде Чичваркина. Были среди них и люди, честно заработавшие свои состояния и отказавшиеся от жизни в России по политическим, идеологическим или эстетическим разногласиям с тем, какой она стала при Путине.
Идеальный пример — писатель Борис Акунин.
В социологии и журналистике для таких людей создали специальное определение — глобальные русские. То есть космополиты российского происхождения, которые вне России и не с Россией.
Да, по своему бэкграунду эти люди — русские, в той или иной степени они остаются носителями русской культуры, но они не ассоциируют себя с российским государством и его политикой.
Не ассоциируют также с современной российской нацией и российскими соотечественниками за рубежом. Их достижения, будь то чемпионат мира по футболу или изобретение вакцины от коронавируса, не являются достижениями «глобальных русских». Их проблемы, будь то угроза военного столкновения с НАТО или закрытие русских школ в Латвии, — не проблемы «глобальных русских». Они — граждане мира, которым хватает средств, чтобы жить без границ и пользоваться радостями глобализации.
В этой среде до сих пор господствовало убеждение, что деньги снимают все вопросы об идентичности. Нужно щедро инвестировать в экономику страны пребывания и как минимум не высказываться по вопросам вроде принадлежности Крыма, и у тебя не будет никаких проблем с принимающей стороной.
Реальность крушит эту наивную веру по всему пространству Западного мира — от Северной Америки до Прибалтики.
В Латвии отключили российский оппозиционный телеканал «Дождь», генеральный директор которого Наталья Синдеева пыталась получить вид на жительство в этой стране. В Литве потребовали убрать из Национального художественного музея экспонировавшуюся там 20 лет выставку российского телеведущего и историка моды Александра Васильева. В Британии объявили «агентами Кремля» перебравшихся туда ненавистников «путинского режима».
Эти люди на своей шкуре убеждаются в справедливости слов Вольтера. Вы можете сколько угодно не интересоваться политикой, но политика вами интересоваться не перестанет.
Дурная волна паранойи и русофобии не разбирает, кто за Путина, кто против Путина, а кто вообще вне политики.
Россия на Западе несколько лет как выбрана на роль общего врага, призванного объединить расползающееся по швам западное общество, и отношение к выходцам из России от этого формируется примерно то же, что было в довоенной Европе к евреям.
Правда, у евреев тогда не было своего государства, а у русских оно есть, причем с таким военно-стратегическим потенциалом, который охладит пыл самого истеричного русофоба. Но ведь «глобальные русские» отказались иметь с этим государством что-либо общее…