В Польше по подозрению в коррупции задержан бывший министр транспорта Речи Посполитой Славомир Новак. При президенте Порошенко он возглавлял Государственное агентство автомобильных дорог Украины «Укравтодор» — с этим периодом его карьеры и связаны обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса. Дело Новака обещает больно ударить по имиджу и Польши, и Украины. Один из видных иностранных реформаторов Украины оказался обыкновенным аферистом, а сколько «варягов» еще ждут наказания за свои коррупционные «реформы»?
20 июля Славомира Новака задержали сотрудники Центрального антикоррупционного бюро в Гданьске. В пресс-релизе его фамилия не упоминается, но нетрудно догадаться, что «бывший член польского парламента, бывший министр транспорта и бывший начальник Национальной автомобильной дорожной службы Украины (Укравтодор)» — это именно он.
Двоих таких в природе не существует.
Помимо Новака, правоохранители задержали еще как минимум одного человека, связанного с Украиной. Речь идет о бывшем министре экономики Польши и действующем президенте Польско-украинской хозяйственной палаты Яцеке Пехоте.
«Задержанные будут доставлены в прокуратуру, где им предъявят обвинения. Расследование касается подозрений как в коррупции, так и в деятельности организованной преступной группы», — говорится на сайте Центрального антикоррупционного бюро.
Расследование проводится совместно с офисом Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) в Киеве и Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ). На этом основании уже можно было сделать вывод, что дело Новака связано именно с его работой в команде Петра Порошенко в 2016–2019 годах.
Последние сомнения отпали во вторник, 21 июля, когда Новаку и его предполагаемым подельникам официально предъявили обвинения.
Польского «реформатора» уличают в том, что он занимался вымогательством, продавал частным субъектам контракты на строительство и ремонт дорог на Украине, «отмывал» полученные во время этих преступлений средства.
А вот, пожалуй, самое комичное обвинение: Новак подстрекал врача Медицинского военного института в Варшаве выписывать ему поддельные справки, которыми он намеревался оправдать свое отсутствие на рабочем месте в Киеве. Прямо как студент, который ищет способ «откосить» от занятий!
По словам пресс-секретаря окружной прокуратуры Варшавы Мирославы Хыр, в общей сложности Новак «поднял» на Украине 1 300 000 злотых, то есть без малого 300 тысяч евро. Итоговая сумма кажется смехотворной, если учесть, что через «Укравтодор» — один из наиболее коррумпированных украинских органов — ежегодно проходили десятки миллиардов гривен.
То есть Новак присваивал себе жалкие крохи. 100 тысяч евро в год, менее 10 тысяч в месяц. Польская прокуратура явно недорабатывает…
К нелегальным доходам экс-главы «Укравтодора» стоит добавить легальные.
На своем посту он зарабатывал примерно 5 тысяч долларов в месяц, то есть больше, чем в правительстве Дональда Туска. Даже действующий премьер-министр Польши столько не получает!
Об итогах работы Новака может рассказать любой украинец, который пользуется личным автомобилем или общественным автотранспортом. Дороги на Украине по-прежнему в ужасном состоянии. Не случайно год назад Владимир Зеленский говорил о необходимости привлечь к уголовной ответственности руководство «Укравтодора». К этому все идет.
Защитники Новака считают дело против него политически мотивированным. Но угрозы Зеленского здесь не при чем, «застрельщики» якобы сидят в Варшаве. Дело в том, что Новак — представитель оппозиционной польской партии «Гражданская платформа», близкий к бывшему главе Европейского Совета Дональду Туску. Более того, Яцек Пехота, который предположительно был сообщником Новака, считается персональным врагом лидера «Права и справедливости» Ярослава Качиньского.
Возможно, незавидную участь экс-главы «Укравтодора» предопределила его принадлежность к оппозиции. Но это не значит, что он непричастен к разворовыванию денег украинских налогоплательщиков. Одно другому не мешает.
В самой Польше его карьера пошла под откос после громких коррупционных скандалов.
Пост министра транспорта он покинул после того, как прокуратура уличила его в недостоверном декларировании имущества. Новак «забыл» о своих часах Ulysse Nardin стоимостью 20 тысяч злотых. Через год ему выписали штраф и дали условный срок. Тогда же всплыли записи разговоров польских политиков, на одном из которых Новак обсуждал с замминистра финансов схему сокрытия своих доходов.
Эти скандалы поставили крест на его карьере в Польше, но не помешали ему объявиться в стране победившего майдана.
Здесь никого не смущало, что бороться с коррупцией в «Укравтодоре» приехал человек, за которым на родине тянулся шлейф коррупционных скандалов…
На Украине Новак остался верен своим привычкам. Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции обнаружило, что он указал недостоверные сведения в своей декларации за 2017 год — занизил стоимость своего автомобиля и снова «забыл» о средствах на банковских счетах. И это, похоже, был не самый серьезный проступок чиновника.
«Кто-нибудь поверил, что Славомир Новак "работал" в украинской дорожной администрации за зарплату ниже, чем стоимость его знаменитых часов? Работал только по альтруистическим причинам, поддерживая братскую нацию своими "выдающимися" компетенциями?», — иронизирует депутат от «Права и справедливости» Пшемыслав Чарнек.
Впрочем, и для представителей правящей польской партии это не стопроцентно выигрышная ситуация. От уголовного преследования Новака пострадает авторитет не только и не столько его партии, сколько его государства. Прежде всего в глазах украинцев, которым несколько лет рассказывали о выдающихся способностях иностранных (в том числе польских) реформаторов.
Единственное, на что в реальности оказались способны эти «реформаторы», это ограбление и без того самой бедной страны Европы.
Сколько еще «варягов» могли бы составить компанию Славомиру Новаку? За примером далеко ходить не надо. Через газовые махинации с виртуальным реверсом российского газа из украинского бюджета выкачали баснословные деньги. По подсчетам нардепа Андрея Деркача, который «сливает» скандальные пленки Байдена, эта сумма достигает 1,5 миллиарда долларов.
А курировал схему «энергетической независимости» Украины гражданин США и член наблюдательного совета «Нафтогаза» Амос Хохштайн.
Кстати, в наблюдательных советах украинских госпредприятий преобладают иностранцы, для которых ежемесячный оклад в 400–500 тысяч гривен — это далеко не предел мечтаний.
Чем они занимаются, решительно непонятно, но их «труд» обходится нищей стране в сотни миллионов гривен ежегодно. Это ли не легализованная коррупция?
«Успешных реформаторов» можно заманить на Украину только одним способом — предоставить им возможность получать большие деньги. Законно или незаконно.
Дело Новака обещает стать наглядным тому подтверждением.