Политика Политика

Литва «ведет войну» с Россией ради дотаций ЕС

Литовское руководство в последние дни развернуло феноменальную даже для него антироссийскую политическую активность. Демарши и выпады в адрес России идут по всем возможным фронтам, начиная с Украины и заканчивая высокой модой. Активизация русофобии, как ни парадоксально, связана с саммитом ЕС, на котором решается самый главный для Вильнюса на сегодняшний день вопрос — о дальнейшем выделении ей европейских дотаций. В этих условиях власти по полной эксплуатируют нишу Литвы как самой антироссийской страны ЕС, надеясь, что это поможет ей не остаться без финансирования. 

Президент Литвы Гитанас Науседа по итогам первых переговоров на полях саммита Евросоюза в Брюсселе рассказал, как продвигается процесс согласования заявок на европейское финансирование для прибалтийской республики по основным направлениям.

В целом новости для литовцев у Науседы были не самые радужные. Европейский союз не хочет финансировать в тех объемах, в каких просит Литва, такие приоритетные для нее проекты, как железная дорога Rail Baltica или выход из электрокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва) и подключение к европейским электросетям.

Бюджеты на развитие инфраструктуры в Прибалтике сокращаются, и высока вероятность, что при новых бюджетах Литва и другие страны Балтии не смогут довести ни один инфраструктурный проект до конца.

Однако нельзя сказать, что в Брюсселе для Вильнюса все складывается совсем уж печально. По двум проектам ЕС даже увеличил Литве финансирование в проекте новой семилетней финансовой перспективы. Эти направления — дотации литовским фермерам и обеспечение сухопутного транзита для граждан России в Калининградскую область через Литву.

Относительно последнего литовское руководство еще в конце позапрошлого года прозрачно намекало, что если Еврокомиссия перестанет выделять Литве деньги на калининградский транзит, то на свои средства Вильнюс оплачивать визовые и иные услуги для россиян, путешествующих в российский анклав или из него по литовским железным дорогам, не будет.

В начале этого года, когда стала реальной угроза принятия «финского» проекта семилетнего бюджета ЕС, предполагающего сокращение денежных выплат Литве на 27%, Вильнюс начал откровенно шантажировать «старших товарищей» проблемами с калининградским транзитом.

Министр иностранных дел Линас Линкявичюс говорил, что Литва, конечно, верна своим обязательствам перед союзниками (беспрепятственное функционирование специального транспортного коридора между Калининградской областью и остальной территорией России было одним из условий, на которых Литву приняли в Евросоюз), но если Брюссель перестанет давать деньги на россиян, то своих у нас, знаете ли, на подобные вещи никогда не было…

На сегодняшний день проект семилетней финансовой перспективы ЕС, по которому Литва теряет 27% дотаций, по-прежнему в силе.

Однако субсидирование калининградского транзита Еврокомиссия не только не сократила, но даже увеличила.

Не из-за Литвы. Из-за России. Перспектива в довесок ко всем кризисам, уже свалившимся на «Единую Европу» в 2020 году, влезть еще и в геополитический кризис с Москвой из-за блокирования Литвой российского анклава, настолько впечатлила западных европейцев, что те решили не жалеть лишних евро на калининградский транзит.

Использование российской темы в очередной раз позволило Литве получить деньги на Западе.

Это верная гарантия того, что литовские власти и впредь продолжат приплетать Россию везде в своей внешней политике — и где можно, и где нельзя.

Неделя накануне саммита ЕС доказала, что именно так и будет. Интенсивность упоминания России была феноменальна даже для литовской дипломатии.

Президент Науседа объявил, что едет на саммит в Брюссель требовать от стран ЕС солидарного ответа на «попытки России переписать историю». Как будто у Европы в нынешнее «коронакризисное» время нет других забот, кроме как обсуждать причины и итоги Второй мировой войны. Как будто и самой Литве нет дела до распределения дотаций ЕС: лишь бы доказать, что Советский Союз виновен в развязывании войны не меньше, чем нацистская Германия.

Строительство Белорусской атомной станции вызвало в Вильнюсе очередной, привычный уже всплеск неврастении. Гитанас Науседа собрал в связи со скорым запуском первого реактора БелАЭС Государственный совет по обороне, партия консерваторов устроила по этому же поводу митинг под окнами президентского дворца.

Новый этап литовской борьбы с ненавистной атомной станцией отдает фарсом. «Патриарх» литовской государственности Витаутас Ландсбергис призвал запретить покупать продукцию БелАЭС, хотя Сейм Литвы еще в позапрошлом году запретил. Действующий глава государства обещал сделать работающую БелАЭС «головной болью для Кремля». Латвию в очередной раз заклеймили предательницей, которая продалась Кремлю, отказавшись присоединиться к литовскому бойкоту новой атомной станции.

Тема БелАЭС себя исчерпала. Она заезжена вдоль и поперек. Вытоптана. Все, что Вильнюс мог сказать и сделать по этому поводу, он сказал и сделал. Однако литовские политики продолжают пережевывать сто раз пережеванное. Потому что тема «кремлевской» атомной станции в Беларуси поддерживает необходимый конфликтный фон в отношениях с Москвой.

Литва выбрала себе в мировой политике нишу самой антироссийской страны Европы, и потому ее руководство приплетает Россию ко всему подряд и создает с ней новые конфликты на пустом месте, надеясь тем самым добиться повышенного внимания к маленькой, но гордой прибалтийской республике на международной арене.

В ход идут и темы, к которым не имеет никакого отношения Литва, и темы, которые не имеют никакого отношения к политике. На прошлой неделе литовский МИД, например, вызвал глубокое недоумение у российского посольства, потребовав у России признать ответственность за сбитый малазийский «Боинг».

Спрашивается, при чем здесь вообще Литва? Очень просто.

Где обвиняют Россию — там и Литва.

Еще более смешной случай. Литовский Минкульт добился расторжения сотрудничества Национального художественного музея с историком моды и российским телеведущим Александром Васильевым. Последний должен вывезти с территории музея свою коллекцию на полмиллиона экспонатов, которая выставлялась на протяжении 20 лет и была одной из достопримечательностей Вильнюса.

С чем связано решение Минкульта признать экспонирование коллекции Васильева незаконным? Видимо, раскрученный историк моды пополнил компанию Григория Лепса, Димы Билана и других деятелей российского шоу-бизнеса, в которых Вильнюс увидел агентов «мягкой силы» Кремля.       

Подобными нелепыми историями Литва утверждается в роли профессионально антироссийской страны; в идеале это должно помогать ей выбивать финансирование на Западе.

На практике нередко так и происходит. Инфраструктура на содержание новых подразделений войск НАТО, повышение субсидирования на калининградский транзит — педалирование темы России способно приносить выгоду.

Радует хотя бы то, что объектом вымогательства новых дотаций является не Россия.

Едва ли руководство Литвы рассчитывает получить от Путина компенсации за «советскую оккупацию».       
И то хорошо.
Читайте также
19 июля 2020
Евросоюз не удовлетворил заявку Литвы на получение дополнительного финансирования для строительства одного из ключевых участков железнодорожной колеи Rail Baltica. Видимо, на волне экономического кризиса Евросоюз все-таки принял концептуальное решение о том, что на крупнейший инфраструктурный проект Прибалтики нужно «забить».
17 июля 2020
Верховная рада Украины назначила проведение местных выборов на 25 октября. Этим решением парламентарии сделали первый шаг к денонсации Минских соглашений. Действия Украины по саботажу процесса мирного урегулирования в Донбассе вызывают все большее раздражение в Европе. Украина все ближе к тому, чтобы оттолкнуть от себя Европу.
17 июля 2020
Президент Литвы Гитанас Науседа пообещал добиться реакции Евросоюза (ЕС) на «попытки России исказить историю XX века».
17 июля 2020
Гражданин Эстонии погиб во время боевых действий на востоке Украины. Об этом заявил глава МИД республики Урмас Рейнсалу.