Верховная рада Украины назначила проведение местных выборов на 25 октября. Этим решением парламентарии сделали первый шаг к денонсации Минских соглашений. Действия Украины по саботажу процесса мирного урегулирования в Донбассе вызывают все большее раздражение в Европе. Главы Германии и России заявили о безальтернативности Минских соглашений как основы для урегулирования внутриукраинского (!) конфликта. Посол Франции в Киеве выступил против проведения саммита в «нормандском формате» до того, как Зеленский выполнит решения, которые были приняты по итогам предыдущего саммита. Украина все ближе к тому, чтобы оттолкнуть от себя Европу.
До недавнего времени Зе-команда декларировала стремление провести осенью местные выборы по всей Украине с «оккупированными» территориями включительно.
Пару месяцев назад об этом заявлял глава Офиса президента Андрей Ермак: «Я очень верю, что нам удастся провести местные выборы, в том числе на неподконтрольных территориях, в целом по всей территории нашей страны. И эти выборы по украинскому законодательству, базируясь на всех принципах Копенгагенской конвенции, будут очень мощным путем для прекращения войны в Донбассе».
Слова Ермака едва ли кто-то воспринимал всерьез. Проведение местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) — это заключительный этап процесса мирного урегулирования. Ему предшествует большой объем «домашней работы», которую Киев не выполняет.
Поэтому официальный отказ Зе-команды от озвученной Ермаком инициативы был только делом времени.
В постановлении парламента №3 809 расставлены все точки над і: местные выборы в «оккупированных» районах Донбасса и Крыма 25 октября проводиться не будут.
Кроме того, голосование не состоится даже на подконтрольных Киеву территориях Донецкой и Луганской областей — там по-прежнему будут функционировать так называемые военно-гражданские администрации, которые контролируются центральной властью.
«В связи с невозможностью обеспечения представительства общих интересов территориальных общин сел, поселков и городов Донецкой и Луганской областей», — такая причина указана в документе.
На самом же деле проводить выборы в прифронтовых районах власти банально невыгодно.
На прошлогодних парламентских выборах только в двух областях — Донецкой и Луганской — «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) Виктора Медведчука обошла «Слугу народа».
«Мы упорно доказывали необходимость проведения выборов, но, как сообщил мне один из коллег из фракции "Слуга народа", ему один из руководителей Офиса президента прямо сказал, что нам не нужны выборы в облсоветы Донецкой и Луганской областей, поскольку ОПЗЖ получит там 70% голосов. Если позиция такова, если речь идет о том, что выборы назначаются в соответствии с тем, получит там оппозиция большинство или нет, тогда не надо было назначать выборы вообще нигде», — заявил народный депутат Олег Волошин.
Отказ от проведения выборов в «оккупированной» части Донбасса, напротив, в аргументации не нуждается. Провести их невозможно по определению. В постановлении Верховной рады можно было так и написать: нет предпосылок.
Но парламентарии зачем-то решили перечислить условия, при которых выборы в ОРДЛО могут состояться. Стоит ли говорить, что эти условия игнорируют положения Минских соглашений?
Первое требование Украины сформулировано так: «Вывод всех незаконных вооруженных формирований, управляемых, контролируемых и финансируемых Российской Федерацией, российских оккупационных войск, их военной техники с территории Украины».
Во-первых, в тексте «Минска» используются другие формулировки. Там говорится о выводе иностранных вооруженных формирований. Куда Киев собирается выводить бойцов армии ДНР из числа местных жителей, остается только догадываться.
Во-вторых, этот пункт в Минских соглашениях идет уже после проведения выборов. С «восстановлением полного контроля Украины за государственной границей» та же история. Киев делает условием проведения выборов в ОРДЛО то, что должно стать следствием проведения этих выборов.
Представители Зе-команды уже не раз заявляли, что Минские соглашения нуждаются в «модернизации». Но одно дело — заявления в прессе, и совсем другое — постановление высшего законодательного органа страны.
Украинский парламент впервые официально задекларировал курс на пересмотр мирных договоренностей по Донбассу.
После этого логично было бы сделать следующий шаг: дать политическую и правовую оценку действиям Петра Порошенко. Если исходить из логики указанного постановления, то экс-президент Украины в сентябре 2014 и феврале 2015 года взял на себя обязательства, подрывающие национальную безопасность государства.
Именно Порошенко санкционировал проведение местных выборов в ОРДЛО до передачи Украине контроля над государственной границей. Признаки государственной измены видны, что называется, невооруженным глазом.
Можно возразить, что Порошенко не собирался выполнять этот пункт (и не выполнил). Подпись под документом нужно было поставить для того, чтобы остановить наступление «террористов». Действия экс-президента в недавнем интервью фактически оправдал один из главных украинских переговорщиков по Донбассу вице-премьер-министр Алексей Резников: «Находясь сегодня в этом кабинете и имея доступ к определенной информации больше, чем рядовой гражданин, я понимаю, в каких сложных условиях политическое руководство страны принимало решение в 2014 году».
В общем, условия были сложные, и Петр Алексеевич все сделал правильно! Остановил боевые действия, выиграл время, облапошил «страну-агрессора».
Вот только в числе обманутых оказалась не только Россия, но и Европа.
Несколько дней назад заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак раскритиковал слова Резникова о необходимости пересмотра Минских соглашений: «Если в ближайшее время это заявление будет подтверждено или не будет опровергнуто теперь уже премьер-министром или президентом Украины, то это действительно означает выход Украины из Минских соглашений, а следовательно, и из минского и "нормандского" форматов переговоров по урегулированию конфликта в Донбассе».
Опровержения не последовало. Более того, к торможению мирного урегулирования конфликта подключилась Верховная рада.
Перечислять в постановлении №3 809 условия проведения выборов в ОРДЛО было необязательно, но парламент посчитал нужным это сделать. Текст документа наверняка был согласован с Офисом президента. Следовательно, Зеленский разделяет ответственность за саботаж Минских соглашений с Верховной радой.
Теперь это не только его позиция — проводить выборы в Донбассе «по кремлевскому сценарию» запретил формально независимый законодательный орган страны.
В тот же день состоялся телефонный разговор Путина и Меркель. «С обеих сторон дана негативная оценка недавним заявлениям официальных лиц Украины о необходимости пересмотра минского "Комплекса мер". Подтверждена безальтернативность Минских соглашений как единственной основы для урегулирования внутриукраинского конфликта», — говорится на сайте Кремля.
В пресс-службе канцлера ФРГ об осуждении попыток переписать «Минск» ничего не говорится, но и сообщение российской стороны Германия не опровергает.
Чуть раньше посол Франции на Украине Этьен де Понсен заявил, что встреча лидеров «нормандской четверки» возможна только после выполнения парижских договоренностей. Киев по этому вопросу занимает противоположную позицию: ни к чему оглядываться на договоренности 2019 года, новую встречу нужно провести как можно быстрее.
Видимо, дипломаты команды Зеленского до сих пор верят в то, что «весь мир с ними».Но их позиция уже давно не получает однозначной поддержки Франции и Германии. Продолжая курс на «модернизацию» Минских соглашений, Украина загоняет себя в дипломатический тупик.