Президент Украины Владимир Зеленский провел большую пресс-конференцию, посвященную первому году своей работы. Журналисты ожидаемо не обошли стороной вопрос мирного урегулирования конфликта в Донбассе. Не менее ожидаемыми были ответы украинского лидера: провалы на донбасском направлении он списывает на эпидемию коронавируса и продолжает убеждать соотечественников, что Минский процесс не зашел в тупик. Для этого ему приходится лгать не менее нагло, чем Порошенко.
Тему «оккупированных территорий» на пресс-конференции Зеленского поднял известный журналист Дмитрий Гордон: «Понимаете ли вы, что на украинских условиях Путин никогда Донбасс не отдаст, а значит, встречаться с ним нет смысла совсем?» В ответ президент Украины резонно вспомнил о практике обмена пленными, которая активизировалась благодаря возобновлению диалога Киева и Москвы.
На этом, в принципе, можно было поставить точку: с Путиным стоит встречаться хотя бы для того, чтобы украинские заключенные в России и Донбассе возвращались домой. И вообще, от переговоров на высшем уровне во многом зависит реализация других важных гуманитарных задач — разведение сил и средств на линии фронта, разминирование, открытие новых пропускных пунктов и так далее.
Но «программой минимум» Зеленский не ограничился и решил в очередной раз сыграть роль человека, который делает все возможное для реинтеграции Донбасса.
Для этого пришлось прибегнуть к откровенной лжи. К примеру, по словам украинского лидера, намеченная на апрель встреча лидеров «нормандской четверки» сорвалась из-за коронавируса. Хотя эпидемия здесь не при чем — мероприятие не состоялось из-за того, что достигнутые на встрече в Париже договоренности тотально не выполняются. Частично выполнен только один пункт: Украина и Донбасс обменялись пленными. Но не по формуле «всех на всех», как это прописано в итоговом документе парижского саммита. Зачем тогда снова собирать лидеров «нормандской четверки»? Для обсуждения тех же вопросов гуманитарного характера?
У Зеленского, к счастью, появилась спасительная ширма коронавируса.
За нее можно спрятать свои провалы на донбасском направлении. И продолжать рассказывать басни о том, что Украина движется к миру, только COVID-19 немного притормозил этот процесс.
Анонс проведения новой встречи в «нормандском формате» после окончания пандемии, очевидно, тоже можно назвать ложью Зеленского. Потому что позиция России ему хорошо известна: никаких новых саммитов на высшем уровне, пока не будут выполнены заключенные ранее договоренности. От этого правила Кремль не отошел даже после смены власти на Украине, хотя Зеленский хотел начать все с чистого листа. Не вышло — пришлось выполнять «домашнее задание» за далекий 2016 год.
Кстати, если дело в коронавирусе, ничто не мешает «нормандской четверке» провести саммит в режиме онлайн-конференции. Мировые лидеры сегодня активно пользуются этим инструментом.
Для обсуждения Минского процесса он тоже прекрасно подходит. Просто обсуждать нечего.
А вот слова о том, что Киев работает над новым этапом обмена пленными, наверняка соответствуют действительности. Зеленский на глазах превращается в «обменного наркомана». Оно и понятно: согласно соцопросам, которые удивили многих экспертов, главным событием на Украине в 2019 году респонденты назвали возвращение пленных моряков и прочих «политических узников Кремля».
Сам Бог велел проводить новые обмены, чтобы поддерживать свой рейтинг. Но к урегулированию конфликта в Донбассе это никакого отношения не имеет.
К тому же новый обмен Зеленский хочет провести с Российской Федерацией, а в Минских соглашениях речь идет об обмене с Донецком и Луганском.
Дальше президента Украины совсем понесло. Прямая цитата: «Никакие участки разведения (сил и средств на линии фронта — прим. RuBaltic.Ru) не разводились, потому что не было встречи в Минске». Позвольте, как это не было? Заседания Трехсторонней контактной группы (ТКГ) в столице Беларуси проводились и в январе, и в феврале. С марта прошло уже три видеоконференции, на которых вопрос разведения постоянно обсуждается. Но за пять месяцев стороны даже не смогли согласовать новые участки. В этом тоже коронавирус виноват?
С нескрываемой гордостью Зеленский говорит, что он «перезагрузил Минскую группу» — добавил в нее новых высоких представителей. Так и хочется сказать: Владимир Александрович, не надо мелочиться! Включите в украинскую делегацию премьер-министра, спикера Верховной рады, весь депутатский корпус, всех губернаторов и мэров крупных городов, а также всех бывших президентов — почему в Минск ездит один Кучма? Будет сверхсильная группа.
Как эта сила поможет снять груз накопленных противоречий, остается только догадываться. Впрочем, Зеленский этим вопросом не задается.
Главное, чтобы картина была красивая. Повысил статус украинской делегации в ТКГ — звучит красиво!
Вот еще одна цитата: «Мы смогли показать, что у некоторых из людей, которые являются представителями ЛНР/ДНР, которые находятся уже шесть лет на этих заседаниях Минской группы, есть российские паспорта, что они там не могут находиться, что мы можем говорить с представителями временно оккупированных территорий, но они все должны быть гражданами Украины».
Что ж, откроем Зеленскому маленький секрет: члены делегаций ДНР и ЛНР, которые обзавелись российскими паспортами, все еще являются гражданами Украины. И это не «кремлевская пропаганда», а особенности законодательства Незалежной. Обладатели паспортов иностранных государств для Украины продолжают оставаться ее гражданами. Наглядный тому пример — журналист Кирилл Вышинский, которого судили именно как гражданина Украины. На его российский паспорт служители Фемиды внимания не обращали.
Зеленский мог бы лишить представителей ЛДНР украинского гражданства, такие полномочия у него есть. Тогда появляются формальные основания утверждать, что эти россияне больше не должны представлять «временно оккупированные территории». Но аргумент все равно слабый: где в Минских соглашениях написано, что представителями Донецка и Луганска должны быть исключительно украинцы? Точно так же никто не запрещает Зеленскому притащить в Минск условного гражданина Литвы Айвараса Абромавичюса.
Кстати, на фоне засилья иностранцев и обладателей двойного гражданства в украинских государственных структурах претензии Зеленского звучат просто нелепо.
Уже упомянутый литовец Абромавичюс, к примеру, в стране победившего майдана может занимать должность генерального директора концерна «Укроборонпром» и иметь допуск к государственной тайне.
И ничего страшного. А тут представители ЛДНР получили российские паспорта — караул, не пускайте их на заседания ТКГ!
Свой ответ Зеленский завершил словами о том, что ради достижения мира он готов пойти на любой формат переговоров. Повторил прошлогодний предвыборный лозунг: «Говорить с кем угодно, хоть с чертом лысым».
Но сам же Зеленский при этом отказывается вести диалог с представителями Донецка и Луганска, а говорить с Путиным готов только при посредничестве своих западных кураторов. Так о какой смене формата может идти речь?
Если бы президенту Украины хватило смелости, он бы сказал правду: «Я строго придерживаюсь линии Порошенко».
Украинцы это и так видят. По данным свежего соцопроса Киевского международного института социологии, всего 21% респондентов считает успешными действия Зеленского в части завершения войны в Донбассе. Прав был Авраам Линкольн: «Можно обманывать часть народа все время и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время».