Боролся за Крым и русских в Прибалтике: каким мы запомним Юрия Лужкова
Алексей Ильяшевич
В одной из больниц Мюнхена во время операции на сердце ушел из жизни бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Занимая должность столичного градоначальника в течение 18 лет, он создал себе репутацию яркого и неоднозначного политика, который пользовался особой «популярностью» на Украине и в Прибалтийских республиках. Лужков был одним из немногих, кто выступал за возвращение Крыма в состав России задолго до референдума 2014 года и отстаивал права русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Аналитический портал RuBaltic.Ru
Московский период трудовой биографии Лужкова пестрит скандалами. По сути, со скандала все и началось: указом президента РФ в 1992 году Юрий Михайлович был назначен мэром, но при этом не расстался с должностью председателя правительства Москвы. В судебном порядке Моссовет пытался оспорить это решение, хотя и не добился успеха.
Во время конфронтации Верховного Совета с Ельциным Лужков занял сторону последнего и активно помогал ему расправиться с неугодными. По его распоряжению в качестве меры давления на противников президента в Белом доме отключили свет и горячую воду.
Примерно в это же время начался конфликт Лужкова с руководством Госкомимущества в лице Анатолия Чубайса, которого мэр Москвы обвинял в преступной приватизации. Потом были слухи о его президентских амбициях, осложнившие отношения с Ельциным, особый порядок пребывания иностранцев в столице России и много других неоднозначных инициатив. В конце концов Лужков со скандалом оставил пост мэра в связи с утратой доверия президента Медведева.
Впрочем, сфера его интересов никогда не ограничивалась Москвой. И даже Россией.
Наряду с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским Лужков в 1990-е годы зарекомендовал себя как один из самых последовательных сторонников поддержки русских и русскоязычных граждан за рубежом.
Его попытки установить особые отношения с Крымом в 90-е годы привели к установлению особых отношений и с украинскими властями. В 2008 году Незалежная впервые объявила его «персоной нон-грата» за высказывание о необходимости добиваться возвращения Севастополя в состав России.
Решение, впрочем, было явно запоздалым — до этого Лужков отметился не только призывами, но и конкретными действиями, направленными на пересмотр государственных границ Украины. Именно по его инициативе Совет Федерации в 1996 году принял постановление, в котором осуждалось «одностороннее действие украинской стороны, направленное на отторжение от России части ее территории (города Севастополя)».
Тесные рабочие отношения установились у Лужкова с первым президентом Крыма Юрием Мешковым, который недавно тоже ушел из жизни. «Я в большей степени пытался помочь Крыму в хозяйственном плане и при этом как раз ориентировался на рекомендации Юрия Александровича, — вспоминал об этом времени бывший мэр Москвы. — Это было такое содружество, единение. Память о нашей совместной работе очень добрая, у меня остались очень благоприятные впечатления».
Из бюджета российской столицы в 1994-1996 годах выделялись деньги на строительство жилых домов для семей российских офицеров Черноморского флота, лечебно-диагностического центра для ветеранов, детского сада, а также на ремонт черноморского ракетного крейсера.
Всем этим Москва Лужкова занималась вопреки воле федеральных властей, которые приняли решение не поддерживать первого президента Крыма и его политическую силу. Из-за этого и провалилась первая «попытка бегства» полуострова. Без поддержки России Мешков и компания не смогли справиться ни с собственными внутренними противоречиями, ни с проблемой крымских татар, ни с давлением Киева.
Принятие Конституции Украины в 1996 году погасило пожар крымского сепаратизма, но Лужков не терял надежды, что автономная республика и город-герой Севастополь через некоторые время все равно отойдут России.
Кстати, действовал он и на других «флангах».
К примеру, засветился на скандальном съезде в Северодонецке Луганской области в ноябре 2004 года, где предлагали создать юго-восточное украинское государство в форме федеративной республики.
«На Украине сейчас действуют две полярные силы. С одной стороны, грубое вмешательство в дела Украины, с другой — Россия, которая с полным уважением относится к суверенитету страны. Я как мэр Москвы готов снять свою любимую кепку, чтобы быть похожим на Виктора Януковича», — заявил тогда Лужков.
Неудивительно, что на Украине он был, мягко говоря, нежеланным гостем. С Прибалтикой отношения у него тоже не сложились.
Здесь московское правительство воспринимали как инструмент, с помощью которого Кремль воздействует на ситуацию в соседних странах. Этим, дескать, и объясняются постоянные выступления мэра столицы России в защиту русскоязычного населения Прибалтийских республик.
Однажды во время визита в Ригу он даже дерзнул заявить, что русский язык в Латвии неизбежно станет государственным. Надо полагать, националисты восприняли это как смертельное оскорбление.
Критике Лужкова подвергалась также латышская политика в сфере гражданства и образования. Без скандалов здесь тоже не обошлось — от встречи с Лужковым в свое время отказался экс-премьер-министр Латвии Индулис Эмсис.
«Я думаю, что у премьера республики, где проживает 2,5 миллиона человек, могло бы найтись, да и должно было найтись время, чтобы встретиться с мэром города, где проживает десять с половиной миллионов человек и каждый день еще дополнительно бывает по 3 миллиона гостей. Но он боится. Боится откровенных вопросов и серьезных предложений, поддаваясь давлению нецивилизованной части латвийского общества», — возмущался Лужков.
За свои высказывания он поплатился в 2011 году, когда попытался получить в Латвии вид на жительство. На основании информации от органов безопасности его включили в список нежелательных лиц.
Тогдашний министр внутренних дел Линда Мурниеце так прокомментировала ситуацию: «Господин Лужков очень некрасиво и неправильно высказывался о нашей стране, находясь в Латвии. Его отношение к стране уже давно было негативным. Так что я считаю, что он этот вид на жительство не заслужил и, скорее всего, не получит».
Несмотря на почтенный возраст, Лужков в последние годы продолжал интересоваться политикой и проявлял медийную активность. Этим летом в Сети активно обсуждали его статью «Как победить засуху» в газете «Аргументы недели». Бывший мэр Москвы предложил перенаправить в Крым по трубопроводу притоки Днепра, чтобы решить проблему водоснабжения полуострова.
Ранее он поддержал инициативу Госдумы требовать от Украины компенсации за Крым: «То, что в течение многих лет Украина получала от России деньги необоснованно, незаконно за содержание Военно-морского флота в Севастополе, это факт».
У москвичей и жителей других городов России к Лужкову может быть много вопросов. Но это не отменяет того факта, что бывший мэр Москвы включился в борьбу за права русскоязычных граждан на постсоветском пространстве тогда, когда в политике господствовали совершенно иные тренды.
Для этого нужно иметь личное мужество.