Дядя, купи Прибалтику: Трамп расширяет границы возможного в геополитике
Александр Носович
Белый дом подтвердил желание президента США Дональда Трампа купить у Дании Гренландию. Интерес американского президента к их территории всерьез испугал датчан, поскольку Трамп — не тот человек, от предложения которого можно просто отказаться. Однако бояться нужно не только Дании, потому что превращение международных отношений в товарно-денежные чревато для всех союзников Соединенных Штатов, которых Дональд Трамп сможет покупать, продавать и обменивать по бартеру.
«Президент, который кое-что понимает в приобретении недвижимости», всерьез думает о приобретении Гренландии, сказал консервативному каналу Fox News глава Национального экономического совета Белого дома Лоуренс Кадлоу.
Дональд Трамп считает, что Гренландия — это серьезный стратегический ресурс для Америки, поскольку там много природных запасов. Поэтому он уже много лет назад задумался о возможности купить этот остров у Дании на нужды Соединенных Штатов, а после того, как стал президентом США, поручил своим юристам и советникам по экономике проработать этот вопрос с точки зрения международного права и стоимости сделки.
Лоуренс Кадлоу — официальное лицо; он занимает высокий пост в Белом доме и лично контактирует с Трампом.
Его выступлением Белый дом подтвердил просочившиеся в американскую прессу слухи о желании президента купить у Дании ее автономию.
Есть подозрения, что Белый дом же в прессу эти слухи и «слил», потому что реакция на них оказалась не самой лестной для американского руководства.
Источнику — Wall Street journal, который первым дал информацию о Гренландии, — попросту никто не поверил. Все сочли новость «фейком», ошибшейся датой в календаре первоапрельской шуткой. Потому что Трамп, конечно, эксцентрик и самодур, но не до такой же степени.
Посмеялись над новостью из-за океана и в Дании, которой и было предназначено деловое предложение. В Копенгагене элементарно отказались комментировать газетные «утки». Пришлось выпускать на арену сотрудника американской администрации, который прямо сказал, что это не шутка: в Вашингтоне в самом деле есть планы покупки Гренландии.
Теперь датчане не смеются, а заламывают руки от ужаса. Дональд Трамп в должности президента США — не тот человек, которому так легко отказать. Трамп гордится своим искусством заключать сделки, а метод его состоит в следующем: надавить на контрагента как можно сильнее, чтобы заплатить ему как можно меньше.
С Трампа станется попросту «отжать» у Дании Гренландию, упирая на то, что Копенгаген ни цента не заплатил Соединенным Штатам за свою военную безопасность в рамках НАТО, которая десятилетиями предоставлялась датчанам на деньги американских налогоплательщиков. Пусть Дания либо возвращает накопившиеся за 70 лет миллиарды долларов, либо уступает в счет уплаты долга Гренландию.
Для Дании открывающаяся перспектива — катастрофическая по той простой причине, что она является одним из так называемых «союзников» США.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже прогнозировал, что «союзники» США в условиях многополярного мира станут последней жертвой американского мирового господства. Потому что как таковых союзников у Америки нет. Ни объективно, ни по американским представлениям о том, как устроен мир. Есть только вассалы, несопоставимые с Америкой по военной мощи, которых Вашингтон может «нагнуть» в любой момент.
Предложи Дональд Трамп России продать ему Сахалин, не высказываемым аргументом российской стороны в процессе торга было бы не имеющее средств отражения гиперзвуковое оружие, которое, если надо, долетит и до Белого дома. Трамп это понимает, поэтому с такими инициативами в Кремль не полезет, а если и полезет, то будет предлагать адекватную цену, поскольку Россия от Америки независима и в ответ на «наезд» может послать в Овальный кабинет ракетный привет из Москвы.
Совсем другое дело — стратегически подчиненные США в военном плане союзники по НАТО. Для них завиральные инициативы Трампа — то самое «предложение, от которого ты не сможешь отказаться». А зачем тратить деньги на то, что можно получить бесплатно, за символическую цену? Это будет невыгодная сделка, настоящий позор для такой акулы бизнеса, как Дональд Трамп.
Поэтому задуматься о первоапрельской на первый взгляд истории с покупкой Гренландии стоит не только Датскому Королевству, а всем американским союзникам/сателлитам. Заданный нынешним американским президентом курс на превращение международных отношений в товарно-денежные чреват для них неприятными последствиями.
Сегодня Трамп покупает у Дании Гренландию — завтра он же или продолжатели его политики продадут России Прибалтику.
Президент США и его сторонники неоднократно демонстрировали, что Прибалтика им неинтересна, неважна и не нужна. Сам Дональд Трамп на встрече с прибалтийскими лидерами перепутал Балтию и Балканы, упрекнув опешивших президентов Литвы, Латвии и Эстонии в том, что они развалили прекрасную страну Югославию.
Там почему бы не продать Прибалтику России?
Закавыка здесь в том, что России Прибалтика тоже не нужна. Если бы было по-другому, Москва не разрывала бы с тремя балтийскими странами стратегическое сотрудничество в экономике, то бишь не строила бы собственных портов на Балтике, не лишала бы грузов порты и железные дороги Литвы, Латвии и Эстонии, не отказывалась бы от любых проявлений инициативы в отношениях с этими странами.
Усть-Луга и Приморск — это уже не санкции против стран Балтии за плохое отношение к России, вводимые с расчетом на то, что это отношение поменяется. Если Россия потратила десятки лет и миллиарды долларов, чтобы построить на Северо-Западе глубоководные порты взамен прибалтийских, то это окончательный отказ иметь дело с Прибалтикой.
Единственное, чем сегодня Прибалтика может заинтересовать Москву, — тем, что Литва, Латвия и Эстония входят в НАТО, и в граничащих с Россией странах развернута наступательная инфраструктура Североатлантического альянса, которая в один «прекрасный» момент может быть использована для наступления на восток.
Спрашивается, зачем же американцы вкладываются в развертывание этой инфраструктуры, если Прибалтика, как они регулярно дают понять своим поведением, их нисколько не интересует? Им важна безопасность союзников? Даже не смешно.
А что, если смысл в том, чтобы придать Прибалтике товарный вид для последующего торга о ее продаже России?
Тогда все логично. Москву заинтересовывают в покупке того, что она приобретать категорически не желает. В конце концов, Прибалтику однажды уже продали России. Этому славному событию скоро исполнится 300 лет.
Неужели придется опять покупать?