Временный поверенный в делах США на Украине Уильям Тейлор заявил, что Вашингтон заинтересован предложением президента Владимира Зеленского расширить «нормандский формат». Ранее новый глава государства обсуждал идею привлечь Соединенные Штаты и Великобританию к переговорному процессу с президентом России Владимиром Путиным. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил разобраться, насколько реальна данная инициатива, какие есть «за» и «против».
В украинском дискурсе, сформированном во времена президентства Петра Порошенко, инициатива прямых переговоров с Россией и непризнанными республиками Донбасса была табуирована. Сам Порошенко, равно как и другие видные политики, представляющие «коалицию майдана», не единожды заявляли о том, что переговорный формат по Донбассу должен быть расширен путем включения в него подписантов Будапештского меморандума от 1994 года, среди которых Великобритания и США.
Вопреки тому, что общественные настроения подвержены трансформации, идея прямых переговоров не пользуется особой популярностью ни среди элит, ни среди избирателей.
Пребывая на президентском посту, Владимир Зеленский и представители его команды заявляли о том, что следует более активно вовлекать западных игроков в переговорный процесс и расширять «нормандский формат».
Причины, почему Киев желает расширить «нормандский формат», в целом понятны. Администрация Порошенко считала, что присутствие США и Великобритании в переговорном формате позволит усилить давление на Россию и добиться от нее ряда уступок по Донбассу.
В окружении Зеленского, в свою очередь, исходят, по всей видимости, из того, что новый президент Украины не обладает достаточным политическим опытом и пока не готов выходить на прямые переговоры с президентом России. Впрочем, радикальная фракция в окружении Зеленского фактически солидарна с постулатами администрации Порошенко о том, что формализированное присутствие Вашингтона и Лондона в составе переговорных групп позволит ужесточить давление на Москву.
В то же время дискуссия о расширении «нормандского формата» представляется одним из способов «забалтывания» проблемы вместо того, чтобы решать ее по существу в уже имеющихся форматах.
Низкая результативность сформированных в предыдущие годы переговорных форматов обусловлена не составом участников, а прежде всего отсутствием политической воли и ресурса у Порошенко для урегулирования конфликта, а также тем, что западные игроки предпочитали не давить на бывшего президента Украины по этому вопросу, опасаясь быть обвиненными в лоббировании интересов Кремля.
Судя по публичным заявлениям Зеленского, он хочет войти в историю как миротворец, а наличие у президентской партии «Слуга народа» единоличного большинства в новом созыве парламента (первое заседание ожидается 29 августа) делает невозможным заявления об отсутствии политического ресурса для имплементации Минских соглашений (как это было в случае с Порошенко, делившего власть с «Народным фронтом» Яценюка — Турчинова — Авакова).
Потому в ближайшие полгода-год, особенно на волне высокой общественной поддержки Зеленского и «Слуги народа», окно возможностей для прогресса в части реализации Минских соглашений будет открыто достаточно широко, даже вне зависимости от состава переговорного формата. Вскоре, после более чем полуторагодичного простоя, может активизироваться работа комиссии Волкер — Сурков, где вырабатываются предложения для участников «нормандского формата».
При этом заинтересованность США во включении в «нормандский формат» хоть и есть, но высокой ее назвать сложно. Причина заключается в том числе в фигуре Трампа, которому важен не процесс, а лишь конечный результат, что в случае с урегулированием конфликта в Донбассе представляется неочевидным.
Великобритания, где продолжается связанный с «брекситом» внутриполитический кризис, дистанцировалась от предложений подключиться к «нормандскому формату». Хотя если «брексит» все-таки состоится или Борис Джонсон уйдет в отставку с поста премьер-министра, позиция Лондона может измениться.
При президенте Трампе отношения Германии и Франции с США нельзя назвать идиллическими, потому едва ли они будут приветствовать расширение «нормандского формата».
Тем более для Макрона нынешний «нормандский формат» — одна из немногих международных площадок, где можно зарекомендовать себя в качестве влиятельного внешнеполитического игрока.
В свою очередь, у Меркель до завершения политической карьеры осталось не так много времени. Окончить эпоху ей было бы неплохо на волне успеха в урегулировании конфликта в Донбассе. А расширение «нормандского формата», очевидно, затянет этот и без того трудоемкий процесс.
Неочевидна позиция России по этому вопросу. С одной стороны, у Москвы появится еще одна площадка коммуникации с Трампом, где можно обсуждать массу других важных вопросов. С другой — осенью 2020 года США ожидают президентские выборы, по итогам которых к власти может прийти представитель фракции «ястребов» в американском истеблишменте, например, Джо Байден.
Из международных игроков идею расширения «нормандского формата» полностью поддержала лишь Польша. Варшава еще в 2016 году пыталась вклиниться в «нормандский формат», однако эти попытки были проигнорированы участниками переговорной группы.
Представляется, что в обозримой перспективе расширения «нормандского формата» ожидать не стоит. Определенное расширение возможно лишь в том смысле, что функцию посредников между Киевом и Москвой периодически будут брать на себя, например, лидеры Турции и Израиля. В частности, Эрдогану в 2017 году уже доводилось выполнять данную функцию, а Нетаньяху не исключил для себя такой возможности.