Если завтра Майдан: США продолжают свергать неугодных правителей
Александр Носович
Государственный переворот в Венесуэле моментально поддержали США и их союзники в Западном полушарии. Президент США Дональд Трамп объявил Николаса Мадуро нелегитимным президентом и признал законным главой государства лидера путчистов Хуана Гуаидо. Ситуация в Венесуэле до боли похожа на события пятилетней давности на Украине – американцы верны своей практике свергать неугодных правителей. И в этом отношении особенно интересно происходящее в Каракасе должно быть Минску, ведь у Беларуси с Венесуэлой давние союзнические отношения.
Венесуэла оказалась на пороге гражданской войны. В стране царит двоевластие. Председатель Национальной ассамблеи Хуан Гуаидо объявил себя временно исполняющим обязанности президента Венесуэлы и принес президентскую присягу.
Законный президент Николас Мадуро назвал действия парламента государственным переворотом и мобилизовал армию на защиту конституционного строя. В столицу Венесуэлы Каракас введена бронетехника Национальной гвардии, уже начались столкновения сторонников власть и оппозиции, есть погибшие.
Интереснее всего реакция внешнего мира на происходящее в Венесуэле.
США, их союзники и сателлиты в Латинской Америке, после первых же сообщений из Каракаса признали смену власти законной и отказались иметь дело с президентом Мадуро.
Полномочия главы оппозиции – самопровозглашенного главы государства Хуана Гуаидо подтвердили Бразилия, Аргентина, Колумбия, Гватемала, Перу, Парагвай, США и Канада. Государственным переворотом назвали смену власти в Венесуэле Куба, Мексика и Боливия.
Дональд Трамп отреагировал спустя несколько часов после того, как самопровозглашенный и.о. президента принес присягу на одной из центральных площадей Каракаса.
«Сегодня я официально признаю главу Национальной ассамблеи Венесуэлы Хуана Гуаидо переходным президентом Венесуэлы. В качестве единственной ветви власти, которая была законно избрана народом Венесуэлы, Национальная ассамблея со ссылкой на Конституцию страны объявила Николаса Мадуро нелегитимным, а пост президента вакантным», - говорится в письменном заявлении президента США.
Трамп подчеркивает, что будет привлекать к ответственности «режим Мадуро» за любые угрозы народу Венесуэлы. «Я продолжу использовать весь вес экономической и дипломатической мощи США, чтобы добиваться восстановления демократии в Венесуэле»,— говорит американский лидер.
К внешней политике Вашингтона можно относиться по-разному, но нельзя не признать, что у американцев есть стиль.
Легитимный президент — этот тот президент, которого мы называем легитимным; кого США поддерживают, тот и легитимен.
Ситуация в Венесуэле до боли напоминает пятилетней давности ситуацию на Украине. Там тоже легитимный президент Виктор Янукович отказался подписывать Соглашение об ассоциации Украины с ЕС и в одночасье сделался нелегитимным. Януковичу так же, как сейчас Мадуро, выкручивали руки, угрожая санкциями в диапазоне от дипломатической изоляции до экономического давления, если он попытается силой восстановить в стране конституционный порядок. Признание новой власти со стороны Запада после бегства из Киева Януковича было практически молниеносным.
Отличие Николаса Мадуро от бывшего президента Украины состоит в том, что ни в какой метафорический «Ростов-на-Дону» тот бежать не собирается. «Я прошу военных нашей родины к максимальной верности, максимальному единству, максимальной дисциплине. В этот раз мы опять победим. Эту борьбу мы выиграем», — заявил Мадуро, ввел бронетехнику в правительственный район Каракаса, выгнал из страны посла США и разорвал дипломатические отношения с Вашингтоном.
При таком поведении лидера нации напрашивается куда более точная аналогия, чем Украина. Эта аналогия – Беларусь.
Николас Мадуро пока что ведет себя точно так же, как вел президент Беларуси Александр Лукашенко во время многочисленных попыток американских и подшефных им европейских спецслужб устроить у него в стране «демократическую революцию».
Пять лет назад Лукашенко громко возмущался трусостью Януковича, который сбежал из страны в критический час, бросив армию и столицу. «Батька» бы, окажись он на месте украинского президента, оставался бы на посту и отстреливался до последнего.
Беларусь – это единственная страна в Европе, из которой выгнали американского посла. Лукашенко десять лет назад объяснил выдворение посланника США по-простому: зачем нам посол, который организует акции пятой колонны?
Правда, с той поры много воды утекло. Сейчас в Минске расширяют диппредставительство США, обсуждают возможность возвращения посла, а в белорусскую столицу зачастили эмиссары из Вашингтона, включая не только экспертов и аналитиков, но и официальных представителей Госдепа.
Александр Лукашенко им всем говорит, что Беларусь готова быть верным и искренним партнером Соединенных Штатов. Правда, делегатам из Вашингтона эти слова как об стенку горох: не нужны им партнеры, верные и искренние, они понимают только отношения сюзерена с вассалом. Да и наличие посла США в Каракасе Николасу Мадуро не помогло: стоило ему дать слабину, как его объявили нелегитимным.
Стоит зашататься белорусскому государству, как американцы и Лукашенко объявят нелегитимным (они ведь долгие годы не признавали его власть законной), и американские представители в Минске тут не помогут, равно как и «минские диалоги» с Джеймстаунским фондом.
У Беларуси сегодня есть особые причины пристально следить за происходящим в Венесуэле. У этих двух стран давние союзнические отношения. Александра Лукашенко объединило с Уго Чавесом, а затем и его преемником Николасом Мадуро общее неприятие глобальной гегемонии США и политики насильственного принуждения к покорности американскому миропорядку всех непокорных.
Белорусский и венесуэльский лидеры числились в Вашингтоне в одном списке «диктаторов», которых надо было свергать, направляя против них американские «арсеналы демократии». Бомбить Минск и Каракас американцам не позволяли объективные геополитические условия, зато США и их сателлиты в Европе раскручивали тему «нарушений прав человека», на основании этих «нарушений» вводили санкции против Беларуси и Венесуэлы, опутывали эти страны сетью своей агентуры – прозападных НКО, партий, средств массовой информации.
Наконец, для «крестоносцев демократии» и в Минске, и в Каракасе было делом чести устроить «майдан». В обеих странах было несколько попыток организации «цветной революции», в обоих случаях выполнением американского подряда на «демократизацию» занимались соседние страны Латинской Америки и Восточной Европы – сателлиты Соединенных Штатов Америки. В обоих случаях ставился вопрос физического устранения «диктаторов».
События в Каракасе показали, что в политике американцев ничего не меняется.
Американцы как свергали, так и свергают неугодных правителей, стоит тем только дать слабину.
Александр Лукашенко – онтологический враг США и всего «свободного мира» просто в силу того, что он уже четверть века у власти и позорит их самим фактом своей политической выживаемости. Десятилетиями США и их сателлиты пытаются и не могут ни свергнуть, ни убить Лукашенко.
Само долголетие белорусского президента бросает вызов «сообществу демократии». Поэтому в США не успокоятся, пока от него не избавятся. Тактические маневры с заигрываниями вокруг «последнего диктатора Европы» могут вести только к этой стратегической цели.