Политика Политика

Педагоги бастуют, политики потирают руки, или кому выгодна забастовка учителей в Литве

В Литве с 12 ноября продолжается забастовка учителей. Десятки педагогов ночуют в здании Министерства науки и образования, требуя от властей конструктивных предложений по повышению оплаты труда. Ситуацию не может изменить ни отставка министра Юргиты Петраускене, ни обещания президента Дали Грибаускайте. Аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с людьми, вовлеченными в эти события, и попытался разобраться в ситуации.

Профсоюз работников системы образования Литвы 12 ноября организовал забастовку учителей, недовольных новой штатной системой расчета заработной платы. Бастующие требуют повышения коэффициента зарплаты на 20%, увеличения числа бесконтактных часов работы для сотрудников начальной школы и детсадов и в целом конкретизации принятого закона, регламентирующего работу преподавателя.

Забастовка учителей длится уже четвертую неделю, но добиться каких-либо значимых результатов бастующим не удалось. Правда, за это время лишилась своего поста министр образования и науки Юргита Пятраускене. Однако вероятность, что новый министр или исполняющий его обязанности пойдет на уступки педагогам, невысока. Правящая фракция не намерена менять принятое решение, а глава «Союза "зеленых" и крестьян» Рамунас Карбаускис и вовсе считает забастовку делом рук оппозиции.

Закон о переходе на штатную систему оплаты труда учителей вступил в силу 1 сентября. Предполагалось структурировать зарплату, сделать ее выше и «справедливее».

Митинг / Фото: vzinios.lt

По новой системе, зарплата учителя состоит из трех частей: контактные часы работы (непосредственно уроки), бесконтактные часы (подготовка к урокам) и общественная/проектная деятельность. Новая система вводится в два этапа: с 1 сентября 2018 года и с 1 сентября 2019 года. С 2019 года ожидается повышение зарплат в среднем на 20%, на что необходимо выделить из бюджета 95 млн евро (в 2018 году на эти цели было предусмотрено 17,4 млн евро и дополнительно 10 млн евро с ноября).

По официальным данным, за время действия новой штатной — этапной — системы оплаты труда зарплаты преподавателей в среднем выросли на 14%. У большинства учителей (70%) зарплаты увеличились, десятая часть педагогов изменений не ощутила. Пострадали от новой системы оплаты труда 20% педагогов, чьи зарплаты существенно снизились.

Учителя, которые поддержали забастовку, считают, что власти неверно рассчитали сумму на повышение зарплат и для достижения поставленных реформой целей необходимо привлечь около 300 тыс. евро. После того, как в Министерстве образования дали понять, что у государства таких денег нет, профсоюз немного уступил. На пресс-конференции учителя сказали, что 300 тыс. евро это максимальная сумма, на самом деле необходимые цифры ниже, но для точных расчетов нужны экономисты и эксперты, и вообще деньги можно выделять постепенно.

Стоит отметить, что с новой системой оплаты труда согласилось большинство профсоюзов работников образования, а забастовку организовал лишь один: Профсоюз работников образования Литвы во главе с Андрюсом Навицким. Впоследствии к нему присоединились еще несколько профессиональных союзов.

Таким образом, бастующими оказались около 70-ти из 2000 школ по всей Литве, или 3%. Учебное заведение считается бастующим, если там бастует хотя бы один учитель.

Андрюс Навицкас / Фото: 15min.lt

RuBaltic.Ru удалось взять несколько комментариев у литовской школьницы и нескольких учителей по поводу ситуации:

Каролина, ученица 10 класса:

У нас в школе никто не бастует и ничего не говорят про забастовку. Даже с самого начала введения новой системы никто из учителей ничего не говорил.

Но моя подруга из другой школы рассказывала, что у них некоторые учителя бастуют, из-за этого пропадают уроки. В целом же все спокойно. Просто все знают, что кто-то где-то бастует, но все молчат, может, потому, что не все с этим согласны.

Ирэна, помощник учителя младших классов:

В Литве давно идут споры об изменении оплаты учительского труда. Проработав в школе географом более двадцати лет, могу сказать, что, может, старая система и не была совершенной, но, как мне кажется, она была более «прозрачной». Учитель четко знал, что зарплата начисляется в зависимости от недельной нагрузки учителя (контактных часов), подготовки к урокам, рабочего стажа, категории, а также от того, в каких классах преподаешь. Кроме этого, учителя, которые имели классное руководство, получали дополнительную надбавку.

При введении новой системы оплаты труда зарплата учителей состоит из трех частей:1) проведение уроков (контактные часы), 2) подготовка к урокам (неконтактные часы) и 3) работа на «благо» школьного сообщества.

Мне кажется, из-за этого и недовольство учителей. По новым правилам, каждый учитель, зная только свою недельную нагрузку, не знает, сколько он будет получать в целом за свою работу, так как только от администрации школы (директора) зависит, как будет оценен личный вклад на благо школьного сообщества и какую часть зарплаты это будет составлять.

Из разговоров учителей поняла, что пострадали в основном педагоги, у которых нагрузка составляла меньше 18 часов в неделю. Хотя есть примеры, когда нагрузка учителей увеличилась, пусть и незначительно, а зарплата уменьшилась чуть ли не на 100 евро. Вот с такой неразберихой при введении новой системы оплаты столкнулись мы с 1 сентября 2018 года.

Что касается забастовок, то учителя неоднократно обращались к властям с просьбой обратить внимание на низкую оплату учительского труда, уже были предупредительные забастовки. Более десяти лет назад и в нашей школе учителя принимали участие в такой двухчасовой забастовке. При этом мы прекрасно понимали, что на этом все и закончится. Но мы были солидарны с другими учителями нашего города, да и всей республики.

Прекрасно понимаю, как и все мои коллеги, что забастовка — это не выход: и пострадают в первую очередь ученики. Но терпение учителей не бесконечно. Не думаю, что эта забастовка даст весомые результаты, но надежда умирает последней.

Петр Иванович, бывший учитель физкультуры вильнюсской школы:

Мне 54 года, я 33 года проработал в одной школе учителем физкультуры. Каждый год у меня была нагрузка 1416 часов в неделю. Мне очень нравилась моя работа, ученики меня уважали. Кроме уроков, я вел кружки баскетбола или волейбола. Так бы работал и дальше, но с 1 сентября я получил нагрузку 0,3 этата (штата), это примерно 250 евро на руки. С 1 ноября был вынужден уйти на биржу труда, ведь на такие деньги не проживешь.

Ситуация понятна, много говорилось о переизбытке учителей, но ведь одновременно с этим говорится, что профессия учителя должна быть почетной и уважаемой.

Уважает ли власть тех учителей, которые остаются без работы или получают зарплаты ниже минимальных?

Забастовка у Сейма / Фото: ELTA

В Вильнюсе уже неделю 2030 учителей из бастующего профсоюза ночуют в здании Министерства образования в ожидании, что с ними придут договариваться. К ним приходили помощники премьер-министра Саулюса Сквернялиса, министр образования и науки Юргита Петраускене (до отставки) и президент Даля Грибаускайте, но разговора не получилось.

Учителя говорят, что их не слышат, а политики и чиновники что бастующие не готовы договариваться. Тем временем в первый вечер забастовки учителей пришли поддержать два кандидата в президенты: Ингрида Шимоните и Аушра Мальдейкене. По сообщениям в СМИ, они пытались подбодрить учителей и искали выход из ситуации, советовали писать письма членам Сейма.

Политики стараются выжать максимум из сложившейся ситуации. Тот, кто сможет разрешить проблему, выиграет политические очки для будущих выборов. С другой стороны, если положение не изменится, может наступить серьезный политический кризис.

Карбаускис в интервью признал, что сегодня довольно сложно принимать законы. Зачастую фракция не может собрать кворум, если кто-то из их единомышленников в командировке и не может присутствовать на голосовании.

Оппозиция блокирует решения. Так что крах правительства тоже был бы на руку некоторым оппозиционным партиям, в первую очередь консерваторам, ведь это дает возможность провести досрочные выборы.

Ирэна, помощник учителя младших классов:

— Я не пессимист, но, проработав почти половину жизни в школе, прихожу к выводу, что в ближайшем будущем профессия учителя будет совсем обесценена. Нет, я не имею в виду только зарплату учителей, хотя это немаловажно в повседневной жизни.

Профессия учителя никогда не была престижной, как, например, профессия юриста, врача или программиста. Молодые люди, которые сейчас получают педагогическое образование, не спешат идти работать в школу из-за многих причин: во-первых, так как это непрестижно, во-вторых, потому что это плохо оплачивается, в-третьих, из-за отношения общества к профессии педагога. Мне очень жаль, что люди, которые несут ответственность за будущее государства, не думают о том, что мы все в ответе за это будущее...

Читайте также
6 декабря 2018
Ежегодную премию Свободы в Литве вручили семерым «лесным братьям». Председатель комиссии Радвиле Моркунайте-Микулене сообщила, что обладатели награды занимались подпольной деятельностью в разных округах Литвы.
6 декабря 2018
Прибалтика остается европейской колонией для выкачивания трудовых ресурсов любого качества: от высококвалифицированных специалистов до бесправных рабов.
5 декабря 2018
Президент Литвы Даля Грибаускайте 6 декабря встретится с представителями бастующих учителей, требующих повышения зарплаты.
6 декабря 2018
Президент Литвы Даля Грибаускайте пообещала передать парламенту поправки к законам, которые не позволят манипулировать штатной оплатой труда школьных учителей.