Конфликт на пустом месте: как Беларусь и Армения повздорили из-за ОДКБ
Александр Носович
Официальные Минск и Ереван повздорили из-за поста генерального секретаря Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). После того, как Армения отозвала с поста генерального секретаря своего представителя, Казахстан предложил передать освободившуюся вакансию Беларуси. Беларусь согласилась, на что последовала жесткая отповедь армянской стороны, белорусская сторона тоже за ответом в карман не полезла… так, слово за слово, на пустом месте между союзниками по ОДКБ случился конфликт, урегулировать который придется России.
Прежний генеральный секретарь ОДКБ Юрий Хачатуров, занимавший эту должность по квоте Армении, в начале месяца был снят с поста по инициативе армянской стороны. На родине Хачатурова обвинили в свержении конституционного строя: в 2008 году ереванский гарнизон под его командованием подавил выступления армянской оппозиции, обвинившей власть в фальсификации президентских выборов.
Сейчас Хачатуров проходит обвиняемым по уголовному делу, и нынешнее правительство Армении во главе с Николом Пашиняном сочло его недостойным представлять страну в Организации договора о коллективной безопасности.
На саммите глав государств ОДКБ, который прошел 8 ноября в Астане, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил: раз Армения отзывает своего представителя с поста генсека организации, освободившаяся вакансия должна быть передана представителю следующей по очереди страны — Беларуси.
В Минске оперативно согласились на это предложение. Президент Беларуси Александр Лукашенко на редкость эффектно выбрал место для ответа и на встрече с послом Азербайджана 12 ноября подтвердил, что Беларусь готова занять место Армении и у него уже есть три возможных кандидатуры на пост генсека ОДКБ, если право назначения главы организации перейдет Минску.
Закономерной, хотя и чрезмерной реакцией официального Еревана стал дипломатический скандал с громкими обвинениями и переходом на личности.
«Я удивлен тем, что человек, занимающий статус руководителя государства на протяжении 30 лет, мог позволить себе подобный шаг. И я, конечно, должен потребовать объяснений от президента Беларуси, и не только от президента Беларуси», — прокомментировал слова Лукашенко исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян.
Особенно его возмутило, что сказаны эти слова были во время беседы с послом Азербайджана. По мнению Пашиняна, это примерно то же самое, как если бы он сам пригласил какого-либо иностранного посла страны, не входящей в ОДКБ, и рассказал ему о заседании, прошедшем в формате закрытых дверей.
Реакция белорусской стороны не заставила себя долго ждать.
«Батька» не тот человек, который стерпит, чтобы с него спрашивали, да еще такие деятели, как Никол Пашинян, возглавивший правительство Армении весной этого года на волне уличных протестов.
На это ему в Минске вполне конкретно и указали.
«Видимо, исполняющий обязанности премьер-министра Армении возомнил себя международным прокурором, уполномоченным карать или миловать. Возможно, это было приемлемо в случае с бывшим Генеральным секретарем ОДКБ гражданином Армении Юрием Хачатуровым. Но в межгосударственных отношениях существуют вполне четкие нормы протокола и этикета. Наверное, господин Пашинян пока не понял, что правила так называемой уличной демократии неприемлемы в большой политике. Жаль. Надеемся, что со временем это пройдет», — заявил пресс-секретарь белорусского МИД Анатолий Глаз.
Так что союзники откровенно переругались и теперь будут выяснять отношения на встрече глав государств — членов ОДКБ в Санкт-Петербурге 6 декабря, где их, по всей видимости, придется мирить России.
Армения твердо намерена сохранить кресло генсека ОДКБ за собой до 2020 года, когда истекает ее мандат, потому что ее представитель покинул эту должность досрочно, а не в связи с истечением полномочий. Поэтому Ереван не скрывает негодования в адрес Беларуси и Казахстана.
Никол Пашинян заявил, что потребует объяснений не только от Лукашенко, но и от Назарбаева. «Никто не имел права выступать с подобным заявлением, потому что решения в ОДКБ принимаются при консенсусе, а мы четко выразили нашу позицию», — сказал армянский и. о. премьера о предложении президента Казахстана забрать должность генсека ОДКБ у Армении.
Нечего и говорить, что Нурсултан Абишевич «любит», чтобы ему указывали, как надо себя вести, да еще через прессу, не больше, чем Александр Григорьевич.
Вся эта ситуация, если разобраться, — конфликт на пустом месте.
Генеральный секретарь ОДКБ — это технический пост. Никакой реальной властью он не обладает, никаких серьезных инструментов по отстаиванию интересов своей страны через институты ОДКБ у него нет.
Решение о кандидатуре следующего генсека ОДКБ в любом случае будет приниматься консенсусом на саммите глав государств — членов организации в Санкт-Петербурге. Взаимные публичные выпады, упреки и обвинения через прессу этому процессу никак не способствуют и выгодное сторонам решение не приближают.
Сложившаяся ситуация не затрагивает реальных интересов ни Армении, ни Беларуси, ни Казахстана. Речь не идет о борьбе за ресурсы, за влияние, за геополитические позиции. Актуальна лишь одна категория политического реализма — авторитет.
Никакого конфликта по поводу бюрократической должности не было бы, если бы стороны изначально проявили элементарную сдержанность и были более дипломатичны в своих выражениях.
Ссора вышла буквально из ничего — из неудачно сказанных слов. Остается надеяться, что она как вышла из ничего, так и уйдет в никуда, и на саммите глав государств ОДКБ в Петербурге все разногласия будут благополучно урегулированы.
Мораль этой истории — всем нам нужно внимательнее следить за словами. В отношениях между союзниками неосторожно сказанные слова могут испортить больше, чем иные дела. Как писал по этому поводу Оскар Уайльд: «Ах, слова, слова, безобидные слова — до чего же они на самом деле чудовищны и жестоки! От них никуда не денешься... Всего лишь слова! Но разве есть на свете что-нибудь реальнее и весомее слов?»