Политика Политика

Европа censored. Подавление свободы слова в странах Балтии и на Украине

Автор:
RuBaltic.Ru

Обозреватель RuBaltic.Ru Александр Носович на заседании Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ призвал организацию усилить давление на страны Балтии, Украину и другие государства, в которых нарушаются и подавляются основополагающие права и свободы человека. В рамках мероприятия был также представлен аналитический доклад «Европа censored. Подавление свободы слова в странах Балтии и на Украине»

. Предлагаем нашим читателям познакомиться с ним поближе.

Принятие в Евросоюз Прибалтийских республик и ассоциация с ЕС стран — участниц программы «Восточного партнерства» сопровождались идеологией экспорта европейских ценностей. Расширение влияния Евросоюза на постсоветском пространстве подавалось в Брюсселе в первую очередь как распространение демократических норм, институтов и практик Европы на республики бывшего СССР. Целью сближения постсоветских государств с Европейским союзом виделся рост уважения в них к демократии, правам человека, свободе слова и другим общепринятым ценностям современной Европы.

Однако реальные политические практики бывших советских республик и после вхождения в Евросоюз или ассоциации с ним по-прежнему далеки от стандартов ЕС.

Сближение с Европой для властей Украины или стран Балтии выполняет функцию «фигового листка», которым они прикрывают попрание базовых европейских стандартов, маскируя творимый произвол формальной принадлежностью к «Единой Европе».

Балтийские страны и восточные партнеры ЕС — это пространство, в котором практикуются аресты, похищения и убийства журналистов, административное давление на СМИ, угрозы силовой расправы с оппозиционными изданиями и их сотрудниками. В Эстонии, Латвии, Литве и Украине есть свои гонимые диссиденты, есть политзаключенные, арестованные за публичное высказывание своих взглядов. На проблемы этих людей указывают правозащитные организации, их признают «узниками совести».

Вопреки к месту и не к месту развешанным флагам Евросоюза в вопросах свободы слова в постсоветских республиках вместо европейских сохраняются худшие советские практики. Плюрализм мнений и свободная дискуссия признаются только на словах, на деле же политические режимы стремятся к идеологическому диктату. Так, в Литве и Латвии приняты законы, запрещающие противоречить официальной точке зрения на отдельные исторические события: за высказывание альтернативного мнения предусмотрено уголовное наказание, доходящее до нескольких лет тюремного заключения.

Попытки оспорить официальную идеологию в критически важных для нее вопросах запускают репрессивный механизм против инакомыслящих. Шельмование «еретиков» ведется как на государственном уровне, с подключением прокуратуры и спецслужб, так и на уровне общественных активистов — помощников власти, которые изображают из себя воплощение «народного гнева». Особенно ярко это проявляется на Украине, где парамилитарные ультраправые группы при попустительстве и негласном одобрении политического руководства убивают журналистов, грозят сжечь редакции неугодных изданий, похищают военкоров в зоне боевых действий на Юго-Востоке.

Сюрреализм ситуации в том, что попрание всех европейских ценностей на Украине и в странах Прибалтики происходит под лозунгами интеграции в Европу, свершения европейского выбора, перехода на стандарты Европы.

Вступление в ЕС и ассоциация с ЕС дают прибалтийским и украинским властям основания выступать с подобными лозунгами. Сам факт сближения с «Единой Европой» представляется им доказательством прогресса их стран на пути к ценностям и стандартам ЕС.

Но в том-то и дело, что при принятии решений об интеграции стран Балтии и ассоциации с Украиной ЕС страны — члены ЕС не требовали от них реального прогресса в вопросах демократии, свободы слова и прав человека. Им было достаточно декларации приверженности этим ценностям без практического следования им.

В случае Украины страны Евросоюза отказались от всех своих требований по освобождению политзаключенных, проведению структурных реформ в правоохранительной сфере, соблюдению принципа свободы слова и уважению прав меньшинств ради того, чтобы президент В. Янукович (после объявленный нелегитимным) подписал Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли Украины с ЕС. В случае Прибалтики Латвию и Эстонию приняли в Евросоюз, позволив сохранить антидемократический и антиевропейский институт «негражданства» — поражение в фундаментальных правах сотен тысяч людей.

Фактическое пренебрежение Европы своими ценностями при декларативной приверженности ценностному подходу привело к тому, что произвол и правовой беспредел в странах Балтии и на Украине творятся под флагами Евросоюза.

Подавление свободы слова — яркий пример того, как зазор между идеологией европейского выбора и реальными практиками приводит к коррозии европейских ценностей в восточном пограничье ЕС. Под воздействием этого драматического несоответствия ценностный эталон разрушается, понятие «европейские ценности» становится символом тотального лицемерия. И это проблема не только Украины, Эстонии, Латвии или Литвы, но и всей Европы.


Скачать полную версию доклада RuBaltic.Ru «Европа censored. Подавление свободы слова в странах Балтии и на Украине» на русском языке

Скачать полную версию доклада RuBaltic.Ru «Европа censored. Подавление свободы слова в странах Балтии и на Украине» на английском языке

Читайте также
31 августа 2018
Спекуляции в информационном поле являются одной из важнейших составляющих войн нового типа и затрагивают даже такие миролюбивые страны, как Беларусь.
11 сентября 2018
Аналитический портал RuBaltic.Ru связался с общественными деятелями, в разное время побывавшими под прессом латвийских силовиков, чтобы узнать, чего ждать жителям Латвии от своих спецслужб.
4 сентября 2018
Латвийский активист и правозащитник Владимир Линдерман предложил депутату Госдумы РФ Сергею Шаргунову создать так называемую «карту русского» для русскоязычных жителей стран Балтии.
12 сентября 2018
В департамент миграции при МВД Литвы поступило несколько писем от аффилированных с администрацией президента Украины лиц с просьбой лишить статуса беженца украинского журналиста и блогера Анатолия Шария.