Политика Политика

Как сделать так, чтобы о Евразийском союзе заговорили

Что рядовой житель Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии или России знает о Евразийском экономическом союзе? И зачем вообще ему забивать голову этой «ненужной» информацией, если от нее счет по коммунальным платежам меньше не становится, бензин не дешевеет и зарплата не растет. Или бонусы от ЕАЭС для граждан стран — членов Союза всё же есть, только СМИ об этом почему-то молчат.

О проблемах информационного сопровождения Евразийской интеграции говорили эксперты из России и Беларуси в рамках международного круглого стола, который состоялся в Минске 28 июня. Представители ведущих национальных СМИ, социологических служб и образовательных учреждений пытались разобраться, как сделать так, чтобы рядовым жителям стран — членов ЕАЭС было интересно узнать о деятельности организации и осознать себя участником и бенефициаром интеграционного процесса.

Соорганизатором круглого стола выступил Центр изучения перспектив интеграции. Директор Центра Сергей Рекеда представил результаты исследования, согласно которым национальные СМИ не уделяют должного внимания освещению деятельности ЕАЭС. Информация о евразийской интеграции становится доступной читателю чаще всего из выступлений официальных лиц, то есть публикации подготавливаются на основе скучных пресс-релизов и вряд ли могут заинтересовать рядового гражданина Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии или России.

«Читателю неинтересно то, что сообщается в пресс-релизах или экспертных статьях об ЕАЭС. Ему интересно только то, что касается непосредственно его жизни, его благосостояния. Поэтому, когда освещается деятельность ЕАЭС, нужно перевернуть призму и подавать информацию так, чтобы она была полезна читателю», – отметил главный редактор газеты «СБ Беларусь Сегодня» Дмитрий Жук.

Получается, что доступным языком о пользе регионального сотрудничества главному потребителю результатов интеграционного процесса практически никто не сообщает. Чаще всего журналисты рассказывают о спорах между странами — членами Союза, и в их контексте упоминают о ЕАЭС. Так было, например, с «молочными войнами» между Россией и Беларусью.

Сложно винить в этом только журналистов, которые не думают, как создать позитивный образ организации, а гонятся за увеличением аудитории. Ведь в этом есть и заинтересованность самого потребителя информации. Как отметил Дмитрий Жук, «читатель начинает интересоваться темой, когда в ней есть динамика, противостояние сторон, когда кто-то кому-то наступает на ногу».

Но дело не только в незаинтересованном читателе, но и в проблеме подготовки кадров. В странах — членах ЕАЭС мало журналистов, которые бы разбирались в теме евразийской интеграции и могли бы привлечь внимание читателя качественными текстами. Эту проблему озвучила Ольга Самусевич, заместитель директора Института журналистики БГУ.

«Необходимо говорить не о количестве, а о качестве публикаций. Поэтому нужно готовить специалистов, которые смогут грамотно освещать темы, касающиеся евразийской интеграции. Журналисты должны понимать, что именно интересно читателю», — отметила она.

Еще шире на проблему взглянула доцент Кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД России Цибулина Анна Николаевна. Эксперт обратила внимание, что эффективность сотрудничества организации, работающей на основе экономической выгоды, повысится, когда ЕАЭС начнет реализовывать совместные культурные и образовательные проекты.

Цибулина напомнила, что до Евразийского экономического союза сходный путь прошел Европейский союз. Несмотря на то, что институционально ЕС начал оформляться в середине прошлого века, его создатели не задумывались о формировании позитивного образа организации в глазах рядовых граждан. Понимание, что информационное сопровождение деятельности европейских институтов не менее важно, чем сама эта деятельность, пришло только в начале 1990-х годов, когда встал вопрос о проведении референдумов в странах — членах ЕС.

Та же ситуация происходит сегодня с Евразийским экономическим союзом. Он идет по пути интеграции, который до этого прошли европейские страны. Когда были достигнуты определенные результаты в деле экономического сотрудничества, стало ясно, что рядовой потребитель не знает о практической пользе от членства его страны в ЕАЭС.

«Для того чтобы продвигать наднациональные экономические проекты (такие, как ЕАЭС), пытаться делать их привлекательными и интересными для рядовых граждан, необходим политический и идеологический базис. Нужны специальные институты, которые бы занимались информированием населения стран — членов ЕАЭС о преимуществах, а точнее обывательской пользе, которую получает человек от нахождения его станы в составе Союза», — заявил главный редактор ИД «Звязда» Павел Сухоруков.

Его поддержал заместитель председателя РОО «Белая Русь» Александр Шатько. Он отметил, что необходим информационный центр, который бы системно сотрудничал с национальными СМИ. Именно специализированные институты смогут приблизить интеграционные проекты к людям, покажут им преимущества от участия конкретной страны в ЕАЭС.

Таким образом, без формирования общих стандартов журналистской работы, без привлечения экспертов, которые смогли бы доступно интерпретировать интеграционные процессы, без участия высших учебных заведений в информировании молодого поколения создать позитивный образ ЕАЭС будет невозможно. Работа над имиджем Евразийского союза должна проводиться в вузах, необходимо разрабатывать учебные курсы, проводить конференции и семинары, летние школы и круглые столы, программы обмена студентами из стран — членов Евразийского союза. Только профессионалам под силу сформировать позитивную новостную повестку, чтобы любой человек мог увидеть преимущества и возможности от вхождения его страны в ЕАЭС.