Польша активно реализует политику «мягкой силы» на белорусском направлении, последовательно расширяя гуманитарное влияние на общественно-политические процессы в стране. Одним из инструментов современной полонизации является «карта поляка» — широко внедряемый в Беларуси документ, подтверждающий принадлежность лица к польскому народу. К чему это может привести? И учтет ли Минск уроки истории?
Проводимая Варшавой гуманитарная политика в отношении Беларуси не является каким-то новшеством. Достаточно обратиться к истории, чтобы получить полное представление о «новых-старых» технологиях, активно внедряемых сегодня польскими властями на белорусском направлении. Как это было?
Польша, получив по Рижскому мирному договору 1921 года земли Западной Беларуси (современные Гродненская, Брестская, части Минской и Витебской областей), в нарушение гарантий соблюдения прав и свобод белорусского населения (статья VII договора) сразу же взяла курс на его принудительную полонизацию.
Для достижения максимального эффекта в этом вопросе Варшава проводила разноплановую политику в отношении православных белорусов и белорусов-католиков. Наглядной иллюстрацией является разработанная в 1921 году МИД Польши Программа польской национальной политики на белорусских землях.
Один из пунктов документа предусматривал проведение размежевания между ними в пользу белорусов-католиков, считавшихся Варшавой потенциальными поляками. Отсюда и первоочередность их полонизации.
С ассимиляцией православных белорусов дела обстояли сложнее. Для начала предполагалось вырвать их из лона общерусской культуры и только после этого ополячивать.
Власти Польши, стремясь раздробить белорусское население на части и тем самым создать почву для успешной полонизации, объявили католическое белорусское население польским. Православные же белорусы были отнесены к особой обезличенной группе — «тутэйшым» («здешним»), в отношении которых практически во всех сферах жизни осуществлялась жесткая и неприкрытая дискриминация.
Поляки считали православное белорусское население ненадежным и настроенным прорусски, поэтому повсеместно проводилась замена местных кадров в сфере образования, администрации и армии на польских граждан.
Закрытию всех школ с белорусским языком обучения предшествовало уничтожение польскими властями пользовавшейся у белорусов большей популярностью русскоязычной системы образования. В этой связи их главной целью стала полная дерусификация «исконно польских земель».
Наглядным примером, как польские власти вбивали белорусам со школьной скамьи свои ценности, является стихотворение, написанное поэтом Владиславом Белзой в 1900 году. На вопрос учителя: «Kto ty jesteś?» («Кто ты?») — ученики, вне зависимости от национальной принадлежности, должны были отвечать: «Polak mały» («Маленький поляк»). И далее шла перекличка в виде заученного диалога: «Jaki znak twój?» («Каков твой символ?») — «Orzeł biały» («Белый орел»), — «Gdzie ty mieszkasz?» («Где живешь ты?») — «Między swemi» («Среди своих»), — «W jakim kraju?» («В какой стране?») — «W polskiej ziemi» («На польской земле»).
Высшее образование для православных белорусов также оставалось фактически закрытым. Среди учащихся Виленского университета количество белорусов в 1930–1936 годах составляло не более 2%. В 1938–1939 годах во всей Польше насчитывалось всего 218 студентов-белорусов. Поляки занимали доминирующее положение. Это касалось и интеллектуальной элиты.
Окончательным оформлением внутриполитического вектора на белорусском направлении можно считать секретную докладную записку, подготовленную летом 1939 года белостокским воеводой Осташевским в Министерство внутренних дел Польши.
В документе под названием «Проблемы укрепления польского господствующего положения в Белостокском воеводстве» формулируется следующий национальный подход: «Мы желаем одного и настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по-польски, ничего взамен не давать и ничего не делать в ином направлении… Рано или поздно белорусское население подлежит полонизации… Они представляют из себя пассивную массу, без широкого народного сознания, без собственных государственных традиций».
Польские власти комплексно подходили к вопросу «колонизации» новых белорусских земель, проводя широкую кампанию по заселению «Кресов Всходних» выходцами с этнических польских территорий, преимущественно бывшими военными, участниками советско-польской войны, с семьями. Поселенцам бесплатно или по льготным ценам предоставлялись участки земли от 10 до 45 га. Планы у Варшавы были грандиозные. Согласно секретной директиве МВД Польши под названием «Перспективы внутренней колонизации», предполагалось переселение 6 млн поляков из западных областей.
По замыслам исполнителей, процент польского населения в отдельных районах Западной Белоруссии должен был превышать 56,2%.
О масштабах колонизации можно судить по статистике органов НКВД, которые после освобождения Польши в 1939 году Красной армией отвечали за выселение поляков из Западной Белоруссии. Только за 1940 год было перемещено в глубинные районы СССР более 50 тыс. чел.
Там, где польские власти сталкивались с трудностями и нежеланием местного православного населения отказываться от собственной идентичности, в ход шли другие репрессивные инструменты. Для этого существовал концентрационный лагерь Береза-Картузская, через который прошли тысячи белорусов.
Освободительный поход Красной армии положил конец разделению белорусского народа по разные стороны государственной границы. Не произойди этого, Западная Беларусь была бы полностью ассимилирована и ополячена, что привело бы к непоправимой утрате собственной культурной идентичности.
Белорусам была бы уготовлена судьба соседних литовцев. Из истории хорошо известно, чем закончилась политика «мягкой силы» Польши на литовском направлении: оккупацией в 1920 году Виленского края с последующим созданием на занятых территориях государства Срединная Литва с собственным парламентом, «проголосовавшим» в 1922 году за присоединение к Польше. И только в 1939 году СССР, после того как Красная армия выбила поляков с оккупированных территорий, передал Виленский край обратно Литве.
В настоящее время Варшава активно занимается в Беларуси «популяризацией» польской культуры и языка, а также «поддержкой» родственных, этнических и духовных ценностей польского народа. И этому есть логичное объяснение: белорусские поляки являются вторым по численности национальным меньшинством в стране (ориентировочно 300 тыс. чел.).
Именно в этой среде сегодня активно распространяется документ, подтверждающий принадлежность лица к польскому народу. Как отметил в эфире Европейского радио для Беларуси посол Польши в Республике Беларусь Конрад Павлик, около половины выданных во всём мире «карт поляка» получили граждане Беларуси (100 тыс. штук — прим. RuBaltic.Ru).
Парадоксально, но этот документ выдается посольством Польши по рекомендации не признанного белорусскими властями расположенного в Гродно Союза поляков, который опекается Варшавой (более 8 тыс. членов — прим. RuBaltic.Ru). Сам же Гродненский регион является местом самой крупной концентрации поляков на территории бывшего СССР (более 260 тыс. чел. — прим. RuBaltic.Ru). В Минске также действует еще один Союз поляков (более 6 тыс. членов — прим. RuBaltic.Ru), но польские власти не принимают его рекомендации в качестве оснований для выдачи «карты поляка», так как он подконтролен официальным властям.
Таким образом, сегодня можно констатировать ползучую полонизацию Беларуси и рост гуманитарного влияния Польши на внутриполитические процессы соседнего государства. Сложно сказать, куда заведут эти процессы. Очевидно лишь польское вмешательство во внутренние дела суверенного государства.