Верховный суд Польши постановил, что внедряемая в стране судебная реформа входит в острое противоречие с нормами ЕС, в результате чего Польша может выйти из Евросоюза. Это первый случай, когда выходом Польши из ЕС пугает не либеральная польская оппозиция, а одна из ветвей власти. При этом объективное геополитическое и экономическое положение Польши показывает, что у Варшавы в самом деле есть потенциал для того, чтобы через несколько лет повторить кульбит Великобритании.
Правящая польская партия «Право и справедливость» продолжает продавливать реформу судов, которая уже основательно испортила отношения Варшавы с Брюсселем.
После реформы Конституционного трибунала, где после громких криков, долгих скандалов, многотысячных митингов и угроз лишения Польши права голоса в Совете ЕС сторонники Ярослава Качиньского все же получили большинство мест, в «ПиС» взялись за Верховный суд.
Суть его «реформы» примерно в том же — обеспечить лояльность Верховного суда правящей партии. Сами «Право и справедливость» называют это «дисциплинировать судей, которые превышают свои полномочия». Либеральная оппозиция, разумеется, по этому поводу рвет и мечет. Представители «Гражданской коалиции» зловеще предрекают, что если за Конституционный трибунал ЕС так и не наложил на Варшаву санкции, то уж за этот подрыв верховенства права точно наложит.
Сам Верховный суд тоже сумел за себя постоять, причем его отповедь команде Качиньского затмила все остальные.
Судьи постановили, что запланированные в Сейме изменения в законодательстве настолько резко противоречат законодательству Евросоюза, что это может спровоцировать выход Польши из ЕС.
«Противоречие между законодательством ЕС и законодательством Польши, которое инициируют авторы законопроекта, вероятнее всего, приведет к тому, что структуры Евросоюза начнут процедуру выявления нарушений обязательств, вытекающих из договоров в рамках ЕС, а в конечном итоге — к необходимости покинуть Европейский союз», — говорится в заявлении Верховного суда Польши.
Либеральная оппозиция много лет пугала поляков выходом страны из ЕС в результате системного конфликта «Права и справедливости» с Евросоюзом. Теперь их начала пугать одна из ветвей власти, причем ее заявления гораздо весомее, поскольку имеют статус юридической экспертизы.
Так что резонанс понятен. Больше он был бы разве что в том случае, если бы изгнание Польши из Евросоюза предрек сам Евросоюз. Впрочем, рискнем предположить, что и этой угрозы Варшава испугалась бы совсем не так сильно, как 5–10 лет назад.
Во-первых, ЕС как раз на польском примере доказал свою политическую импотенцию. Больше трех лет продолжались разговоры о лишении Варшавы права голоса в Совете ЕС, но санкции так и не были введены. После атаки «ПиС» на Верховный суд угрозы из Брюсселя возобновятся, но у большинства поляков это будет вызывать уже не страх, а смех.
Во-вторых, выход из ЕС сегодня для Польши совсем не так страшен, как еще несколько лет назад. Все выгоды, какие страна могла получить от европейской интеграции, она уже получила. В будущем особых выгод уже не появится, зато будут расти издержки. При этом потенциал для «самостоятельного плавания» и в экономике, и в международных делах уже сформирован.
При таких вводных Польша через несколько лет сможет сама поставить вопрос о своем выходе из ЕС, потому что ей это станет выгодно.
Третья Речь Посполитая за полтора десятилетия пребывания в составе «общего европейского дома» получила порядка 150 миллиардов евро из фондов ЕС. Эти колоссальные инвестиции в сочетании с умелым администрированием на местах привели ко взрывному росту польской экономики, которая сейчас развивается быстрее всех экономик Европы.
В последние годы этот рост дополнительно подстегивает наплыв миллионов трудовых мигрантов с Украины. Ничто не предвещает прекращения неуклонной деградации Незалежной, так что стимулом для дальнейшего роста Польша будет обеспечена и без европейских дотаций.
Тем более что поток этих дотаций сокращается и через несколько лет вовсе иссякнет.
В Западной Европе сформировался консенсус, что они уже просубсидировали «новых европейцев» более чем достаточно. В каждом новом проекте бюджете ЕС сумма финансовой помощи Восточной Европе последовательно сокращается. В случае Польши ее вдобавок сокращают по откровенно политическим мотивам: из-за конфликта Варшавы с Брюсселем и обвинений в отходе от общих ценностей Евросоюза.
При таких раскладах Польше в будущем волей-неволей придется стать страной — донором ЕС и перечислять в Брюссель больше, чем она получает оттуда. При этом издержки от «донорства» не будут компенсированы теми выгодами, которые получили Великобритания, Германия и другие богатые страны Западной Европы, когда приняли в «клуб» восточных провинциалов во главе с той же Польшей.
Дешевой рабочей силы из Болгарии или Прибалтики Варшава не получит, потому что эту рабочую силу уже выкачали Англия, Ирландия и скандинавские страны. Польский экспорт уже идет к соседям по региону и активнее не пойдет, потому что рынки давно поделены крупнейшими европейскими странами-экспортерами. Открывается невеселая перспектива: ничего не получая взамен, кормить Литву, Латвию и других неудачников «Новой Европы», которые неспособны к независимому существованию и не сумели воспользоваться финансовыми потоками из Брюсселя, чтобы создать материальную базу для самостоятельного развития.
Выход из ЕС в этой ситуации может показаться Варшаве эффективным способом избавить себя от издержек европейской интеграции еще до того, как они в полной мере себя проявят.
Польская ситуация в перспективе напоминает британскую. Две крупные страны с большим емким рынком, создающим потенциал для развития вне каких-либо интеграционных объединений. Расположены вне романо-германского «ядра» Европы, на внешних границах Евросоюза. Значимые члены НАТО и главные стратегические союзники США в Европе. Последнее дает им гарантию, что и после выхода из ЕС оставшиеся в «клубе» игнорировать и притеснять их не смогут.
Великобритания тоже получила все возможные выгоды от членства в ЕС, а потом серьезно задумалась, что делать с издержками в виде мигрантов, брюссельского бюрократизма и вытеснения отечественного производителя импортом с континента.
В конечном счете часть истеблишмента и большинство населения сошлись на революционном решении: наилучшим выходом будет выход из Евросоюза.
За день до исторического референдума 2016 года никто не верил, что его результат может стать для кого-то новостью. Однако сторонники другого пути развития Соединенного Королевства сенсационно победили сторонников сохранения статус-кво в составе Евросоюза, и «брексит» теперь уже неизбежен.
Точно так же выход из ЕС Польши сегодня для большинства кажется чем-то невероятным.
Однако Польша сейчас находится на самом старте пути, к финалу которого подходит Великобритания.
Выгоды в виде денежных потоков из бюджета ЕС сокращаются, издержки вроде требований Брюсселя размещать в стране африканцев с арабами возрастают. Завтра, конечно, поляки на референдуме за «полексит» не проголосуют. Но о возможности такого пути развития уже говорят представители власти…