Политика Политика

Чьим интересам служат белорусские диаспоры на Западе?

В ходе недавних «протестов против интеграции с Россией», прошедших в Минске 7–8 декабря, отметились и представители белорусской диаспоры. Они провели аналогичную акцию возле консульства РФ в Нью-Йорке. Как и мероприятия в Минске, акция не впечатлила своей многочисленностью — собралась небольшая группа людей с плакатами на белорусском и английском языках, нередко оскорбительного содержания. Тем не менее белорусская диаспора за рубежом заявила о себе в информационном пространстве и заставила задуматься, чьим интересам служат организации белорусов на Западе.

До недавнего времени феномен «белорусской диаспоры» оставался сугубо периферийным явлением и не оказывал практически никакого влияния на внутреннюю жизнь Беларуси. Этим республика довольно сильно отличалась от своих соседей, стран Прибалтики и Украины, где представители зарубежной диаспоры стали неотъемлемой частью политического пейзажа и источником многочисленных конфликтов и противоречий.

В странах Прибалтики выходцы из эмиграции даже успели побыть во главе этих государств (Валдас Адамкус, Вайра Вике-Фрейберга, Тоомас Хендрик Ильвес). На Украине представители правительства Украинской народной республики в изгнании в начале 1990-х символически передали власть тогдашнему президенту Леониду Кравчуку. Тем самым Украина признала свое преемство УНР и легитимировала вмешательство зарубежной диаспоры в свои внутренние дела.

С тех пор выходцы из американо-канадской эмиграции наводнили многочисленные украинские НПО, которые в том числе принимали активное участие в подготовке первого и второго майданов, а в школах детей стали учить истории по учебникам канадского эмигранта Ореста Субтельного.

После 2014 года представители эмиграции оказались и на правительственных должностях.

Президент УНР в изгнании Николай Плавюк и Леонид Кравчук / Источник: ukrinform.com

В Беларуси представители националистической эмиграции также пытались влиять на политические процессы. В 1993 году, на пике «национального возрождения», республику посетил тогдашний глава Рады БНР Иосиф Сажич, принявший участие в торжествах по случаю 75-летнего юбилея провозглашения этого виртуального государства. Однако после 1994 года, когда к власти пришел Александр Лукашенко, контакты с эмиграцией прекратились, а Рада БНР встала в жесткую оппозицию действующей белорусской власти.

Однако в последнее время вновь наблюдаются попытки наладить мосты между Белорусским государством и зарубежной диаспорой.

Летом 2017 года в Минске состоялся VII съезд белорусов мира, в котором принял участие министр иностранных дел Владимир Макей. Характерно, что мероприятие проходило под бело-красно-белыми вымпелами с гербом «Погоня». Тогда же в центре Минска, возле Троицкого предместья, был установлен памятник белорусам зарубежья.

Логика этих действий обусловлена стремлением задействовать белорусов зарубежья в качестве проводников интересов и лоббистов Белорусского государства.

В принципе, подобным образом свои отношения с зарубежными диаспорами выстраивают многие страны.

Макей выступает на VII съезде белорусов мира / Фото: nn.by

Учитывая специфический характер значительной части так называемого белорусского зарубежья, есть риск, что именно диаспора попытается навязать Белорусскому государству свои интересы и свое видение дальнейшего развития.

Формирование белорусской диаспоры в значительной мере связано с развитием белорусского национализма, ведь самоопределение эмигрантов как белорусов и формирование неких сообществ на этой основе предполагало наличие чувства национальной обособленности от всех прочих выходцев из бывшей Российской империи и СССР.

Однако большое количество белорусов, по тем или иным причинам вынужденных покинуть родину, предпочитало не обособлять себя от основной массы эмигрантов и становилось неотъемлемой частью русского, а не обособленно-белорусского зарубежья.

Этот раскол в среде белорусских выходцев за рубежом весьма ярко обозначил, пожалуй, самый крупный деятель русской эмиграции белорусского происхождения Иван Солоневич: «Я — стопроцентный белорус. Так сказать, "изменник родине" по самостийному определению. Наших собственных белорусских самостийников я знаю как облупленных. Вся эта самостийность не есть ни убеждение, ни любовь к родному краю — это есть несколько особый комплекс неполноценности: довольно большие вожделения и весьма малая потенция — на рубль амбиции и на грош амуниции».

Еще один видный эмигрант белорусского происхождения, философ Николай Лосский, также считал себя русским и весьма неодобрительно отзывался о белорусском «сепаратизме»: «Сознание того, что белорус есть русский, мне хорошо знакомо, потому что я сам белорус, родившийся в Двинском уезде Витебской губернии в местечке Креславка на берегу западной Двины. Учась в Витебской гимназии, я в возрасте двенадцати лет читал только что появившуюся книгу "Витебская старина" (1883 г.). Из нее я узнал о нескольких веках борьбы белорусов за свою русскость и православие. С тех пор мне стало ясно, что называние себя белорусом имеет географическое значение, а этнографически для белоруса естественно сознавать себя русским, гражданином России».

Белорусская националистическая эмиграция на Западе

Костяком белорусской эмиграции стала националистическая интеллигенция, участвовавшая в создании проекта БНР или активно ему сочувствовавшая и не принявшая советскую власть и белорусскую государственность в варианте БССР. В межвоенный период представители этого направления в основном обитали в Европе, в Чехословакии и Польше.

В годы Великой Отечественной войны многие из них вернулись в Беларусь в обозах немецких войск и стали частью оккупационной администрации, пытаясь продвигать в ее рамках свою «национальную» повестку.

После войны большая часть выживших коллаборационистов была сосредоточена в США и Канаде, где они активно включились в политико-идеологическую борьбу против СССР.

Конечно, белорусская диаспора оказалась куда более малочисленной и менее выразительной на фоне украинских «собратьев по оружию».

Тем не менее здесь продолжает функционировать так называемая Рада БНР, позиционирующая себя как белорусское правительство в изгнании, а ее глава Ивонка Сурвилла регулярно выступает с обращениями к гражданам Беларуси подобно настоящему главе государства.

К продвижению образа «спадарыни Ивонки» (госпожи Ивонки) в качестве альтернативного «лидера нации» подключаются и белорусские националистические ресурсы, регулярно берущие у нее интервью по тем или иным вопросам.

Помимо этих «зубров» белорусской диаспоры, никогда не живших ни в Белорусской ССР, ни в современной Беларуси, ряды националистической эмиграции пополнили и многие представители белорусской оппозиции, не сошедшиеся с нынешней властью и выехавшие за рубеж. Среди них Зенон Позняк, экс-кандидат в президенты Андрей Санников и другие.

Кроме того, ряды белорусской эмиграции активно пополняются и молодежью, выезжающей из Беларуси по разным образовательным программам и грантам и получающей в их рамках соответствующую идеологическую обработку.

Это своего рода молодая контрэлита, которая в будущем вполне может оказаться задействованной в рамках того или иного сценария смены власти. «Антиинтеграционная» акция у российского консульства в Нью-Йорке была организована именно молодыми белорусами.

Аналогичным образом молодые активисты из диаспоры в свое время добились установки белорусскоязычных надписей на памятнике Тадеушу Костюшко в Швейцарии.

Белорусы Польши

В ряде районов Подляского воеводства Польши проживает, пожалуй, самая крупная зарубежная община белорусов. Их не совсем правомерно называть диаспорой, ведь это коренные жители этих мест, оказавшиеся оторванными от основного этнического ареала в результате происходившего в ХХ веке передела границ.

Белорусов в Польше гораздо меньше, чем поляков в Беларуси. Их насчитывается лишь около 20 тысяч, и община стремительно сокращается вследствие ассимиляции.

Белорусское государство поддерживает регулярные контакты с польской общиной. В частности, ее представители приглашаются на Всебелорусский народный сход — проводимое раз в пять лет собрание (обычно накануне президентских выборов), на котором белорусская власть символически отчитывается о результатах своей деятельности и обозначает планы развития на следующую пятилетку.

Естественно, среди польских белорусов действуют и разнообразные националистические объединения (в частности, польское радио «Рацыя» во многом ориентировано именно на белорусов Подляшья). Однако в целом польские белорусы в политическом отношении достаточно пассивны.

Насколько можно судить, среди них по-прежнему достаточно распространены русофильские настроения и ориентация на русскую культуру, чему в немалой степени способствует то, что белорусы Подляшья так и не прошли через горнило советской национальной политики.

Куда более активна в Польше политическая эмиграция из самой Беларуси, ведь Варшава остается одной из главных точек сборки для белорусской оппозиции, и именно здесь проходит обучение политически активная молодежь.

Читайте также
9 декабря 2019
После длительного периода замалчивания советских лет в современной России начинают возбуждать уголовные дела по фактам зверств прибалтийских карателей. В Прибалтике новости о том, что их «герои» будут осуждены по всей строгости уголовного законодательства, вызывают истерику.
9 декабря 2019
Очередной акт вандализма в Прибалтике совпал с публикацией новейших исследований, по которым страны Балтии были лидерами Европы по числу коллаборационистов.
5 декабря 2019
Белорусская оппозиция грозится устроить в Минске 7 декабря массовую акцию протеста под названием «интеграционный майдан». Поводом для акции протеста в центре столицы должно стать ожидающееся подписание «дорожных карт» по углублению интеграции между Россией и Беларусью.
3 декабря 2019
Солдаты, развлекавшиеся под Велижем, Брянском и в Острове, и многие сотни тысяч, подобных им, были нацистской «расой господ». «Мы создадим человека нового типа, расу господ и породу вице-королей», — сказал по этому поводу Гитлер и, словно спохватившись, добавил: «Естественно, не может быть и речи об использовании людей этого типа на Западе!».