Как изменится внешняя политика Литвы после ухода Дали Грибаускайте
Алексей Ильяшевич
Неделю назад в Литве официально стартовала президентская кампания. За высший государственный пост республики уже изъявили желание побороться несколько кандидатов, но, судя по социологическим опросам, реальные шансы на успех пока что есть только у трех политиков. Аналитический портал RuBaltic.Ru попытался разобраться, как изменится внешняя политика Литвы, если на выборах в мае 2019 года победит тот или иной кандидат.
1. Саулюс Сквернялис, премьер-министр Литвы:
«Хочу подчеркнуть важность трансатлантического единства. Не можем даже позволить себе сомневаться в том, что НАТО — сильный и надежный альянс».
Сквернялис возглавляет литовское правительство два года и успел за это время утвердиться в роли самодостаточного политика, который проталкивает собственные реформы, обмениваясь при этом колкостями с действующим президентом Далей Грибаускайте.
О своем намерении баллотироваться на пост президента он не заявляет, но и не исключает такую возможность. Социологи между тем рассматривают Сквернялиса как потенциально одного из самых популярных кандидатов. Если верить последним опросам, рейтинг премьер-министра Литвы слегка «просел»: сегодня он лишь замыкает тройку лидеров. Но этого вполне достаточно, чтобы замахнуться на большее и попытаться исправить ситуацию к весне 2019 года.
Должность, которую занимает Сквернялис, обязывает его поддерживать официальный дискурс и не сомневаться в том, что партнерские отношения с США — приоритет внешней политики его страны. Он не раз говорил об этом прямым текстом.
Антироссийская риторика в заявлениях Сквернялиса — тоже не новость. Чего только стоят его слова о том, что Россия на границах с Литвой «отрепетировала» возможное применение атомного оружия! «Северный поток — 2» видится ему попыткой «расшатать экономический фундамент других стран», а выход США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) — вынужденной и оправданной мерой.
Казалось бы, дальше можно не продолжать, но есть одно «но»: Сквернялис неоднократно говорил о необходимости пересмотреть отношения с Россией. Речь идет не о дружбе или партнерстве, а о восстановлении «определенных контактов», оборванных несколькими годами ранее и приведших к плачевным последствиям.
В частности, премьер-министр высказался за возобновление работы Литовско-российской межправительственной комиссии, которая не собиралась с 2011 года. За это политика раскритиковала не только «патриотически» настроенная общественность, но и лично Даля Грибаускайте.
Кстати, заявления Сквернялиса по России некоторые специалисты рассматривают как намек на его президентские амбиции, ведь внешняя политика входит в компетенцию президента, а не премьер-министра.
Поэтому есть основания полагать, что Сквернялис таки пойдет на выборы. И попытается в случае победы восстановить хоть какие-то связи с Москвой.
Впрочем, на этом поле у него едва ли будет много пространства для маневра.
Сегодня Сквернялис-премьер пытается говорить от имени литовского народа, которому объективно невыгодно полное отсутствие диалога с РФ в вопросах экономики, энергетики, торговли. А вот Сквернялису-президенту придется, в первую очередь, выражать интересы своего заокеанского патрона.
2. Ингрида Шимоните, экс-министр финансов Литвы:
«Особого смысла в углублении литовско-российского экономического сотрудничества нет, поскольку с террористами лучше не иметь дел вовсе».
Ингриду Шимоните многие сравнивают с Далей Грибаускайте. Неприметная и прилежная чиновница, которая сделала карьеру в сфере экономики. До недавнего времени социологи не рассматривали ее в качестве серьезного претендента на пост президента, но рейтинги Шимоните в последнее время растут как на дрожжах.
Согласно данным опроса, проведенного 5–14 октября, за экс-министра финансов готовы проголосовать 17,5% избирателей. То есть Шимоните оставляет позади и Саулюса Сквернялиса, и бывшего министра иностранных дел Вигаудаса Ушацкаса.
Впрочем, последнего в президентские рейтинги можно уже не включать. Поначалу он собирался баллотироваться, но в итоге пообещал, что не станет выдвигать свою кандидатуру, если представители «Союза Отечества — Христианских демократов Литвы» (СО-ЛХД) не поддержат его на внутрипартийных праймериз. Так и получилось, причем из президентской гонки Ушацкаса выбила Шимоните.
Их дебаты наглядно продемонстрировали, какой внешнеполитический вектор готова поддержать экс-министр финансов Литвы. Вернее, после дебатов стало понятно, что ничего нового она не предлагает. Как и Даля Грибаускайте, Ингрида Шимоните видит в России потенциальную угрозу и главного врага литовской государственности.
В ходе выступления она вывалила на несчастного слушателя все, что смогла вспомнить о «кровавом путинском режиме»: и Крым, и Донбасс, и Сирию, и выборы в США, и многое другое. Не обошлось без традиционной «подготовки к военной агрессии против стран Балтии». При этом Шимоните почему-то уверена, что в первую очередь Россия нападет на Литву…
«В Литве и в регионе должно быть как можно больше Запада. Это стратегическая политическая константа, которая в ближайшие годы не изменится», — уверена Шимоните.
Словом, кандидат от СО-ЛХД не намеревается менять внешнеполитический курс нынешнего президента. Не намеревается от слова «совсем» (даже спорадические контакты с Россией исключены). А если вдруг возникнет соблазн, то «патриарх литовской политики (по совместительству лидер консерваторов) Витаутас Ландсбергис вовремя ее одернет.
В случае победы от своей предшественницы экс-министр финансов унаследует архаичную черно-белую картину мира. Президент, при котором внешняя политика страны наверняка претерпит минимум изменений, — это Ингрида Шимоните.
3. Гитанас Науседа, финансовый аналитик:
«Мы вообще переоцениваем значение России для глобальной экономики, потому что экономика США мало связана с Россией, а США формируют настроения во всей глобальной экономике».
Финансовый аналитик и бывший советник президента банка SEB Гитанас Науседа сегодня является лидером президентской гонки. За самовыдвиженца готовы проголосовать 23% опрошенных, при этом пальму первенства он удерживает уже не один месяц. Еще в январе этого года стало известно, что рейтинги у него выше, чем у Сквернялиса.
Отличительная черта Науседы — его осторожность в высказываниях. Даже нелицеприятные комментарии об экономической ситуации в России из его уст звучат куда пристойнее, чем заявления других политических деятелей. Кстати, зачастую его комментарии связаны исключительно с экономикой и финансами.
Об Украине, Сирии и «политических узниках Кремля», в отличие от Шимоните, Науседа не разглагольствует, благодаря чему производит впечатление вменяемого человека. Вменяемость «проскальзывала» еще в 2013 году, когда будущий кандидат в президенты предупреждал, что для Литвы нежелательно терять российский рынок.
Впрочем, для Науседы как раз и характерен взгляд на РФ как на рынок, а не как на партнера. Россию он считает экономически отсталой и «тяжело больной» страной, с которой в принципе лучше не связываться. И переоценивать ее влияние на положение дел в Литве тоже не стоит.
Кстати, Науседа уже сказал, какую страну посетит первым делом, если станет президентом Литвы. И эта страна — не Соединенные Штаты, а Польша.
«В рамках важных европейских проектов мы совместно осуществляем энергетические проекты, у нас есть общее социально-культурное богатство: польское нацменьшинство в Литве и литовское — в Польше, — отметил финансист. — Именно такую новую парадигму мышления хотелось бы внести в нашу внешнюю и внутреннюю политику. Поэтому с первым визитом я бы поехал в Польшу».
В ответ на заявление Сквернялиса о необходимости наладить отношения с Россией Науседа также переключил внимание на Польшу: «За год экспорт страны в Россию вырос на 28,5%, в США — на 19,7%, в Германию — на 11,1%, в Польшу — на 3,7%. Итак, нужно стремительно улучшать отношения с Польшей, поскольку такой застой экспорта неестественен с учетом растущей экономики обеих стран».
А недавно кандидата в президенты раскритиковал Далю Грибаускайте за отказ посетить торжественные мероприятия по случаю 100-летия Латвии и заявил, что сам он поехал бы в Ригу хоть на велосипеде.
То есть Науседа демонстрирует готовность укрепить процессы регионального сотрудничества со своими ближайшими соседями.
Возможно, акцент на добрососедстве и более интенсивной экономической кооперации с Польшей, Латвией, Эстонией станет главным «козырем» его внешней политики. Вот только Россия в список «добрых соседей» явно не входит.
Под этим наверняка будет готов подписаться каждый кандидат в президенты Литвы. Даже Ушацкас, записной «агент Кремля», который не видит прямой военной угрозы со стороны РФ, все же выступает за тесный военный союз с США и размещение базы НАТО в Литве на постоянной основе.
Так что в мутной воде литовских выборов России ловить нечего.