Политика Политика

Что и требовалось доказать – Западу не нужна интеграция с ЕАЭС

В сентябре Евразийская комиссия (ЕЭК) направила предложения главе Еврокомиссии Юнкеру о сотрудничестве ЕАЭС и ЕС. 16 ноября Юнкер написал письмо президенту России В.Путину, в котором указал, что взаимодействие ЕС и ЕАЭС возможно лишь при условии выполнения Минских договоренностей и согласия стран-членов Евросоюза. По сути, ЕС увязал стратегическое сотрудничество с ЕАЭС с невыполнимыми тактическими условиями. Это подтверждает отсутствие у Запада не только политической воли, но и элементарной заинтересованности в «интеграции интеграций», наведении реальных, а не риторических мостов. Как это повлияет на будущее евразийской интеграции?

Очевидно, отправляя предложения Юнкеру, в ЕЭК никто не замер в тревожном ожидании. Иллюзий о каких-то «дипломатических прорывах» не осталось после реакции Запада на украинский кризис и раскочегаривание «санкционной» политики. Смысл инициативы ЕЭК был в другом: требовалось расставить точки над «i», внести ясность в реальную, а не декларируемую позицию ЕС. Любая определенность – это большой плюс в эпоху нарастающей международной нестабильности. Мы протянули руку сотрудничества. В ответ нам презрительно улыбнулись. Всем всё ясно?


«Интеграции интеграций» не предвидится

В письме из Брюсселя за обычными для эпистолярного жанра любезностями о «важности взаимного партнерства» скрывается совершенно определенная позиция ЕС. Обращаясь к вопросу об условиях выстраивания взаимодействия между ЕС и ЕАЭС, глава Еврокомиссии написал

: «Решение об условиях <…> начала этого процесса находится в руках стран-членов Евросоюза и должно быть, в частности, синхронизировано с выполнением Минских соглашений». Это значит, что реальный диалог попросту невозможен. Внутриукраинский кризис затянется на годы – надеяться в этих условиях на полную реализацию Минских соглашений просто наивно: Киев с удовольствием «сольёт» всё, что можно. А консенсус среди стран-членов ЕС по вопросу взаимодействия с ЕАЭС в обозримом будущем и вовсе не достижим. Это примерно как сказать: «Мы обязательно к вам приедем, сразу после того, как Солнце погаснет».

Так, на дипломатическую вежливость Юнкера, отметившего в письме, что «Россия может быть полезным партнером», немедленно отреагировал глава МИД Литвы Л.Линкявичюс. Дипломат страны, любимым делом элиты которой является паразитирование на диалоге крупных держав, попытался пресечь, так сказать, любые поползновения на корню. «Я считаю, что это, скорее, его личное мнение [Юнкера], и это уж точно не общая политика Евросоюза. Надеемся услышать из уст ответственного должностного лица ЕС позицию, которая не раскалывает, а консолидирует», - заявил Линкявичюс. К слову, 17 ноября главы МИД Литвы и Швеции нанесли визит в Киев, призвав к продлению санкций ЕС против России. И уж эти – постараются. То, как именно Литва блокировала переговоры между Россией и ЕС о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, наложив вето в 2008 г., в Москве не забыли. С тех пор в лучшую сторону изменений нет.

 

Брюссель отказался от диалога с ЕАЭС

Само по себе увязывание стратегических вопросов взаимодействия Европейского и Евразийского союзов с реализацией Минских соглашений чрезвычайно показательно. По сути, это попытка не согласовать, а навязать России правила игры, сделав «главным ответственным» за реализацию Минских соглашений. Равноправного взаимодействия на таких принципах не получится. Пресс-секретарь президента России Д.Песков так прокомментировал условия Юнкера: «Какая-то увязка с выполнением Минских договоренностей <…> вряд ли актуальна, и вряд ли возможна».

Показательно, что письмо с предложениями о сотрудничестве Юнкеру было направлено от лица Евразийской комиссии (ЕЭК), а ответное письмо Юнкер отправил Путину. То есть Еврокомиссия отказалась даже вступать в формальный диалог с исполнительным органом ЕАЭС – что уж говорить о выстраивании рабочего взаимодействия.

Сам факт начала отношений ЕАЭС и ЕС рассматривается Еврокомиссией как своеобразная награда или поощрение Москвы за «конструктивную» с точки зрения ЕС внешнюю политику. Очередная «морковка». Еще более откровенно Запад ведет себя с Минском: вместо рабочих отношений, на которые можно было бы рассчитывать после уступок А.Лукашенко (освобождение «политзаключенных» и др.), назначаются унизительные «испытательные сроки» в виде приостановки санкций на пару месяцев с требованием ответных «позитивных шагов» структурного толка. 

Существующие противоречия между ЕС и ЕАЭС могли бы быть преодолены в случае совпадения стратегических интересов. Однако, как можно было предвидеть заранее, совпадающих интересов сегодня совершенно недостаточно, чтобы расчистить путь к «интеграции интеграций». И Брюссель это лишь подтвердил. Евросоюз ориентирован на укрепление связей с США. Стороны ведут кулуарные переговоры о создании закрытого регионального торгового соглашения – Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства. Правы оказались и белорусские эксперты, предлагавшие отложить идеи «интеграции интеграций» на будущее и, не растрачивая сегодня усилий попусту, сосредоточиться на евразийской интеграции.

 

Жить по-новому?

Запад реагирует на объективное ослабление своей мировой роли в многополярном мире, пытаясь прочнее сплотиться. 

Отказ Брюсселя от диалога с ЕАЭС подтверждает, что Запад в обозримом будущем не будет воспринимать Белоруссию как «западного посла» ЕАЭС. 

Если Минску что-то и предложат на Западе, то только «эксклюзивную» схему сотрудничества – как несколько лет назад предложили Украине. То есть опять заставят выбирать между Россией и ЕС. Ничего нового в Брюсселе не придумали.

Идеалы часто опережают реальность – так и некоторые страны ЕАЭС поспешили со своими надеждами на интеграцию с ЕС. Сегодня ЕАЭС нужна многосторонняя политика экономического развития, не замыкающаяся лишь на Запад. В статье, опубликованной 17 ноября накануне саммита АТЭС, В.Путин заявил: «Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации становится углубление региональной экономической интеграции. Сегодня Россия – вместе с Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией – успешно развивает Евразийский экономический союз. Наш интеграционный проект изначально ориентирован на сотрудничество с другими странами и их объединениями». Следует отметить, что сегодня более 40 стран и объединений заинтересованы в расширении торговли с ЕАЭС.

Фактически на протяжении последних двух лет уже идет нелегкий процесс адаптации экономик стран-членов ЕАЭС к новым отношениям с Западом. 

Торговля со странами ЕС будет продолжаться, но свет клином на Брюсселе не сошелся. Центр мирового экономического роста сегодня в Азии. Участникам евразийской интеграции остается лишь нанести новые вводные на карту с учетом ответа Юнкера и продолжать движение вперед – к стратегической цели формирования самостоятельного полюса в Евразии. Когда этот рубеж будет покорен, ситуация сама придет к выстраиванию новых отношений с Евросоюзом. Но это будет уже совсем другая история.


Вячеслав СУТЫРИН, российский политолог, кандидат политических наук, научный сотрудник факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова.