Дружба закончилась: Прибалтика перестает поддерживать Украину
Алексей Ильяшевич
Отношение лидеров Прибалтики к Украине становится все более прохладным. Президент Эстонии Керсти Кальюлайд в интервью «Украинской правде» критично высказалась в адрес официального Киева. Глава МВД Эстонии Март Хельме предлагает обсудить лишение украинцев «безвиза», а внешнеполитические ведомства Латвии и Литвы без энтузиазма комментируют обмен заключенными между Киевом и Москвой. Утверждение, что страны Прибалтики — главные союзники и «адвокаты» Украины в Европе, давно уже не бесспорно.
На полях форума Yalta European Strategy украинские журналисты взяли у Керсти Кальюлайд первое большое интервью после смены власти в стране. И в первом же вопросе выразили свое возмущение: «Глава эстонского МВД и лидер одной из партий коалиции предлагает остановить безвиз для граждан Украины. Что происходит? Можем ли мы быть уверены, что эта идея не будет реализована?»
Формулировка, кстати, довольно мягкая. Потому что министр внутренних дел Эстонии Март Хельме не просто предложил упразднить безвизовый режим с Украиной — он еще и весьма нелестно высказался о «заробитчанах». «Это "троянский конь" России, потому что те, кто приезжают сюда, не столько украинцы, сколько русские с востока Украины, обрусевшие украинцы или просто гомосоветикусы», — заявил лидер Консервативной народной партии Эстонии (EKRE).
То есть шестой год украинцы держат фронт под напором «путинской орды», несут боевые потери, страдают и недоедают, а в Европе их называют «гомосоветикусами».
Да еще в какой Европе! Не в Венгрии или Австрии, где уже давно окопались друзья российского президента, а в Прибалтике. Такую «зраду» трудно было предвидеть.
Кальюлайд, конечно, к украинцам настроена более благосклонно: она извинилась за своего «некомпетентного» министра и заверила, что безвиз никто отменять не станет. Но кое в чем она с Хельме согласна. Глава МВД недоволен тем, что «гомосоветикусы» претендуют в Эстонии на хорошие рабочие места. Кальюлайд тоже говорит, что это проблема, хотя и выражается очень аккуратно: «Возможно, со временем структура экономики изменится и мы будем более открыты для рабочей миграции — для тех, кто приезжает надолго».
А дальше, как говорится, сами додумайте. Может, когда-нибудь для украинских «заробитчан» в Эстонии будут созданы хорошие условия, но пока их нет.
Право на постоянное проживание получить очень непросто, квоты невысокие. Так что не надо к нам приезжать за длинным евро — своих людей девать некуда.
Оно и понятно: если украинцы занимают рабочие места, на которые могли претендовать эстонцы, то последние с высокой долей вероятности уезжают за рубеж. Представителей «титульной» нации становится меньше, а «гомосоветикусов» — больше. Зачем Эстонии такое счастье?
Впрочем, это не единственный момент в интервью, когда Кальюлайд решила «говорить откровенно». Отвечая на вопросы о реформах, она перечислила сферы, в которых Киев недорабатывает: борьба с коррупцией, независимое правосудие, несовершенство банковской системы, рейдерство. Кстати, на последнем пункте президент Эстонии остановилась отдельно: «Вы — рядом с Евросоюзом, вы имеете свободную торговлю с ним. Как думаете, почему эстонские предприятия не инвестируют в Украину? Потому что они знают, что их собственность могут рейдернуть!»
Пожалуй, в этом и заключается главное послание Кальюлайд: проведите реформы и сделайте так, чтобы закон на Украине худо-бедно функционировал. Иначе защищать Киев на международной арене будет все труднее и труднее.
Да и собственную репутацию невзначай можно подмочить. Неслучайно эстонский лидер подчеркивает, что Европа утомилась от Украины: «И причина усталости — в том, что мы много лет даем те же советы и не видим, чтобы Украина становилась менее коррумпированной, экономика — менее олигархической и так далее».
Кое-что Кальюлайд не договаривает, но и здесь все очевидно.
Быть «большими друзьями Украины» (а по классификации Петра Порошенко лидеры стран Балтии попадали в эту категорию) в приличном обществе становится зазорно.
Негоже политикам с претензиями на «европейскость» якшаться с откровенными дикарями, для которых даже имущество западных инвесторов становится объектом рейдерства. «Гомосоветикусы», что с них взять?
Разумеется, о трудностях реформирования украинского государства представители Прибалтики говорили и до этого. Но риторика была несколько иной. Во-первых, «большие друзья Украины» подчеркивали, что Москва вставляет палки в колеса Киеву. А в последнем интервью Кальюлайд постоянно подчеркивала, что власти Украины несут полную ответственность за происходящее в стране. «Российскую агрессию» никто не отменял, но к реформам она никакого отношения не имеет.
Во-вторых, прибалты были убеждены, что Киеву нужно просто дать время. Время прошло — результатов не видно.
На это не мог не обратить внимания и новый президент Литвы. В его картине мира Украина присутствует скорее как данность. Есть конфликт в Донбассе — нет морального права встречаться с Путиным. Литовский лидер принимает эти простые правила игры, расставляя при этом собственные внешнеполитические приоритеты.
Судя по последним новостям, Вильнюс переключается на белорусское направление.
Науседа и его команда пытаются сделать то, что делала Даля Грибаускайте, когда в первый раз была избрана президентом — найти подход к Александру Лукашенко.
В отличие от многих западных политиков, Науседа не считает, что Беларусь для Евросоюза окончательно потеряна. «Батька» еще держится, демонстративно пререкается с Путиным и даже принимает недавно уволенного советника Трампа по национальной безопасности Джона Болтона — одного из самых невменяемых «ястребов» американской политики. К тому же недавно Госдеп анонсировал возвращение американского посла в Минск. Поэтому неудивительно, что Науседа стремится «помочь» Беларуси.
Кстати, не только Науседа. Премьер-министр Литвы на встрече с главой правительства Польши Матеушем Моравецким обсуждал некие проекты, которые могли бы снизить энергетическую зависимость Беларуси от России. Вопрос Украины в этих условиях закономерно отходит на второй план.
Резонно предположить, что литовские политики принялись «охмурять» Лукашенко по указке заокеанских кураторов. Но и личную заинтересованность Науседы не стоит сбрасывать со счетов.
Смена приоритетов во внешней политике после смены президента — нормальная практика во многих странах.
Грибаускайте не даст соврать. Ее предшественник Валдас Адамкус самозабвенно поддерживал президента Грузии Михаила Саакашвили. Для Дали Поликарповны ситуация была уже не столь однозначной. «Мы и теперь поддерживаем Грузию, — говорила она в 2009 году. — Но все-таки, зная сейчас выводы комиссии… Я думаю, что все стороны — и Грузия, и другие кавказские регионы, и Россия — должны оценить этот доклад очень объективно». Речь идет о докладе так называемой комиссии Тальявини, которая признала, что военный конфликт с Россией в августе 2008 года спровоцировала грузинская сторона.
Мастерский разворот несколько лет назад продемонстрировал Дональд Трамп: вышел из ядерной сделки с Ираном, которая воспринималась как большая дипломатическая победа Барака Обамы, и переключился с Кубы на Северную Корею.
Точно так же Науседа «забивает» на Украину и пытается добиться успеха на тех направлениях, где провалилась Грибаускайте (Польша и Беларусь).Поэтому некоторая потеря интереса друг к другу в отношениях между Вильнюсом и Киевом — вполне закономерный процесс.