Политика Политика

Политолог: «Литовским социал-демократам уже не важны их идеи»

В Литве по требованию премьер-министра Альгирдаса Буткявичюса пост министра энергетики покинул представитель «Избирательной акции поляков Литвы» Ярослав Неверович. В ИАПЛ данное увольнение расценили как «нарушение и недостаток европейской политической культуры». Данная история в очередной раз продемонстрировала внутреннюю раздробленность ныне правящей в Литве коалиции, которую составляют не единомышленники и тактические партнёры. Проблемы отношений между правящими партиями Литвы, оппозицией и президентом Грибаускайте портал RuBaltic.Ru обсудил с литовским историком и политологом, профессором университета Витаутаса Великого Антанасом КУЛАКАУСКАСОМ:

- Г-н Кулакаускас, за последние несколько месяцев начали падать рейтинги социал-демократической партии. Как Вы считаете, с чем связано понижение симпатий?

- Считаю, что это необратимый процесс. У людей были свои надежды и ожидания, которые, разумеется, не оправдались в полной мере, отсюда и падение симпатий.

К тому же политики, особенно литовские, не скупятся на предвыборные обещания.

- Многие специалисты называют социал-демократов беспринципной партией, которая по ключевым вопросам чаще поддерживает оппозиционных консерваторов, чем коллег по коалиции. Согласны ли Вы с такой точкой зрения?

- Надо осознавать, что эти идеологические и социал-демократические принципы в своём классическом понимании в современном мире невозможны к применению.

В нынешней социал-демократической партии господствует прагматизм, а не какие-то идеологические ценности. Но, разумеется, они в этом никогда не признаются.

Однако я не могу сказать, что они прямо-таки потакают консерваторам. Просто существуют определённые правила и обязательства перед другими странами и международными организациями.

- Кроме того, в литовских СМИ до сих пор не угасают споры о «чёрном списке» президента. Какова была главная цель данного документа? Актуален ли ещё, на Ваш взгляд, этот вопрос?

- Я читал о нём только в прессе. Вероятнее всего, это список людей, к которым у спецслужб был ряд вопросов.

Если бы они совершили нечто, что можно было бы трактовать как уголовное преступление, то общественность точно была бы поставлена в известность. Однако этого не произошло. Значит, просто были какие-то сомнения по поводу их компетентности.

К тому же, это люди из партий, которые, как мы уже говорили, не очень-то жалует Д.Грибаускайте. Конечно, можно морализировать по этому поводу, но я лучше воздержусь от этого.

- Тем не менее, после выборов в 2012 году президент Д.Грибаускайте не оставляла попыток «выдавить» Партию труда из правительства и снизить их влияние на политические процессы в Литве. По Вашей оценке, завершилось ли это политическое противостояние?

- Как известно, Партию труда обвиняли в мошенничестве в особо крупных размерах. Не секрет, что и лидер данного политического объединения Виктор Успасских считается пророссийским. Сложно сказать, насколько изменилось и изменилось ли вообще мнение президента, но сейчас В.Успасских уехал в Европу – видимо, сообразив, что немного перегнул в своё время палку.

Хорошим знаком считаю новость, что общение президента Д.Грибаускайте и председателя Сейма Л.Граужиниене постепенно вышло на новый уровень, ведь раньше дамы просто-напросто друг друга игнорировали.

Недавно представитель Партии труда В.Балтрайтиене заняла должность министра сельского хозяйства. Хотя эта отрасль переживает сейчас не лучшие времена в связи с российскими санкциями, министр не сидит сложа руки. Это также плюс для Партии труда.

- А как Вы в целом оцениваете роль Грибаускайте в политической системе Литвы?

- Я был большим её поклонником, особенно во время первой каденции.

Но постепенно становилось ясно, что многие её разговоры так и остаются разговорами. И даже нет у Д.Грибаускайте желания выполнять то, о чём она упоминала.

Она больше заботится о рейтингах, а не о положении дел в какой-либо сфере.

Впрочем, политики не могут не быть популистами.

- К слову о популизме. Недавно политик Андрюс Кубилюс заявил, что литовцы переоценили свои возможности, когда в начале 1990-х ставили перед собой задачу за 2 - 3 года достичь такого уровня жизни, как, например, в Швеции. По сути, люди в Литве до сих пор живут значительно хуже, чем в Скандинавии. Печально, что признание это прозвучало так поздно. Может быть, Литва неправильно распорядилась своей независимостью и приобретённой свободой, как Вы считаете?

- Это были лишь человеческие иллюзии. Ещё когда «Саюдис» мечтал, что мы будем жить, как шведы, я смотрел на все эти вещи более трезво и не был столь наивным. Это было невозможно и глупо.

Я вам больше скажу – мы и ещё через 25 лет не сможем достичь уровня жизни Швеции. Пока мы можем соревноваться лишь с Эстонией, которая живёт чуть лучше.

Современный мир построен на принципах конкурентной экономики. Существует несколько признанных со всех сторон геоэкономических центров. А Литва в этом плане - полупериферия. Нам сложнее на что-то претендовать.

- В таком случае, интересно узнать – а существует ли сегодня в Литве национальная идея, объединяющая вокруг себя тысячи людей? Во что сегодня верят жители Литвы? И верят ли они вообще во что-то?

- Люди верят, что шаг за шагом и мы достигнем более высокого уровня жизни. Много работы, много терпения - и Литва догонит в своём развитии страны Западной Европы.

Впрочем, некоторые наиболее нетерпеливые не желают ждать, пока страна станет более благополучной, и уезжают в поисках счастья в другие государства.