«Компромат на Порошенко»: сколько ударов коррупцией выдержит президент Украины?
Алексей Ильяшевич
Громкий коррупционный скандал разгорелся на Украине. Беглый олигарх, бывший депутат Верховной рады Александр Онищенко в эфире телеканала News One обнародовал компрометирующую Петра Порошенко аудиозапись.
В разговоре с Онищенко человек, голос которого похож на голос президента Украины, выслушивает предложение поделить прибыль компании бизнесмена Николая Злочевского в обмен на закрытие возбужденных против него уголовных дел.
Подробнее о коррупции Петра Порошенко Онищенко рассказывает в недавно опубликованной на нескольких языках книге с претенциозным названием «Петр Пятый. Правдивая история об украинском диктаторе». Выдержка из книги, связанная с опубликованной аудиозаписью, уже доступна в интернете.
Резонансным «делом Злочевского» СМИ заинтересовались давно. Бывший министр экологии и природных ресурсов в правительстве Николая Азарова, основатель крупнейшей в стране газодобывающей компании Burisma Николай Злочевский бежал c Украины после победы Майдана в 2014 году. Вскоре на родине против него возбудили несколько уголовных дел, которые, впрочем, расследовались без особого энтузиазма. Тем временем бизнес Злочевского на Украине успешно развивался. «Крышу» ему якобы обеспечивали влиятельные покровители бизнесмена, рядом с которыми Злочевского запечатлели летом 2016 года.
«По открытой информации, — пишет «Страна.ua», — в совет директоров этой структуры [Burisma] входит Хантер Байден — сын вице-президента США Джо Байдена (к слову, куратора “украинского направления” в руководстве США). А также экс-президент Польши Александр Квасьневский. Собственно, с ними, а также с экс-министром иностранных дел Германии Йошкой Фишером, сильно похудевший за последние годы Злочевский и запечатлен на многочисленных фото».
Через некоторое время стало известно, что в «деле Злочевского» поставлена точка. Лондонский суд снял арест с его имущества, МВД сняло его с розыска. Генеральная прокуратура сначала изменила статью на менее тяжкую (уклонение от уплаты налогов), а затем закрыла производство. Это послужило поводом для обвинения украинской власти и лично президента Порошенко в коррупционных связях с опальным бизнесменом.
Запись разговора, которую 18 апреля прослушали зрители телеканала News One, проливает свет на ситуацию: по возвращении из отпуска Александр Онищенко передает президенту предложение от Злочевского, который желает «решить вопрос глобально». За закрытие уголовных дел против него владелец Burisma якобы готов «поделиться» бизнесом и отдавать Порошенко половину прибыли, а также заключать контракты с «Нафтогазом» и другими государственными компаниями. В ответ на это Порошенко называет Колю «хорошим парнем» и обещает подумать, «что можно сделать».
Отметим, что это уже не первая опубликованная «пленка Онищенко», но участником разговора еще ни разу не был президент Украины.
Информацию активно обсуждают в социальных сетях: пользователи считают, что Порошенко придется как-то отреагировать. Некоторые полагают, что аудиозапись может возыметь эффект разорвавшейся бомбы и вынудить Петра Алексеевича уйти в отставку, как когда-то ушел в отставку Ричард Никсон.
Еще одна волнующая тема — судьба телеканала News One, который и без того не пользуется расположением нынешней власти. О том, чем обернется для журналистов и президента обнародование очередной «пленки Онищенко», аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал общественный деятель, блогер, журналист телеканала News One Руслан КОЦАБА:
— Г‑н Коцаба, хотелось бы в первую очередь спросить, ожидаете ли Вы каких-либо репрессий со стороны действующей власти по отношению к вашему изданию?
— Так получилось, что News One сегодня находится на острие. Это единственный канал в Украине, который может позволить себе транслировать разные точки зрения и сводить в одной студии представителей практически всех политических фракций парламента. Но я понимаю (наверное, как и руководство телеканала), что долго так продолжаться не может.
У нас еще не окончена проверка Нацсовета Украины по вопросам телевидения и радиовещания: несколько депутатов пожаловались на News One в Службу безопасности (СБУ). Сейчас мы находимся в режиме наивысшей мобилизации.
Даже если власти не лишат нас лицензии, у них есть возможность натравить на нас ультраправых (неонацистов, которым сегодня позволено делать всё, что они захотят).
Наверное, они могут заблокировать или уничтожить аппаратуру на телеканале. Кстати, это уже было не раз. Посмотрите, что приключилось с «Интером», посмотрите на 17 канал, где я когда-то работал: он так и не смог оправиться после того, как была уничтожена его студия, аппаратура и т. д.
Я думаю, что для власти нанять 20–30 политических гопников (которых она контролирует и использует в своих интересах) не будет проблематично: им поставят задачу вбежать с ломиками в аппаратную, эфирную и всё разгромить. А потом их будут несколько лет кряду искать, выяснять, почему балаклавы у них были такого цвета, а не другого…
— Как Вы думаете, чревато ли обнародование «пленок Онищенко» скандалом в украинском обществе?
— Я бы не сказал, что опубликованная часть разговора Порошенко с Онищенко — это нечто из ряда вон выходящее. Это просто желание телеканала работать в русле объективности. Когда есть общественно значимая информация, которую общество должно получить, можно использовать и оперативные видео, и оперативные аудиофайлы. Мы же финансируем эту власть, мы имеем право знать, насколько она падшая и аморальная. Поэтому мы всё сделали правильно.
По поводу того, что нас будут «бить», — выстоим! Вы же понимаете, что новости смотрят люди, которые интересуются принятием важных решений или даже сами их принимают, это активная часть общества. Если исчезнет такой канал, как News One, это будет последней каплей, которая может заставить заокеанских и брюссельских кураторов Украины задуматься о том, что страна в географическом центре Европы превращается в какую-то диктатуру, авторитаризм и тому подобное.
— А будет ли эфир на News One иметь какие-то политические последствия? Возможно, лично для Петра Алексеевича?
— Я не думаю. Рядовые потребители информации уже настолько очерствели, настолько привыкли к коррупционным скандалам и к тому, что всё это, к сожалению, остается безнаказанным…
Это не та ситуация, которая была с «пленками Мельниченко» (громкий коррупционный скандал, который разгорелся на Украине в 2000 году — прим. RuBaltic.Ru), это не «Украина без Кучмы». Сомневаюсь, что будут серьезные политические последствия.
Порошенко понимает: чтобы организовать публичные акции протеста, в которых эти пленки использовались бы как политический капитал, нужны денежные вливания. Без них едва ли что-то получится. Денежные потоки, которые могли бы пойти от кого-то из оппозиционных олигархов (так называемый «черный нал»), в Украине контролируются всякими НАБУ, СБУ и прочими. Они как скорпионы в банке, но в одной банке, поэтому заинтересованы в том, чтобы досрочные выборы не состоялись. Ведь 90% депутатов этого парламента не имеют шансов снова быть избранными. Поэтому они не будут слишком усердствовать и стараться с помощью этих компрометирующих аудиофайлов нанести политический урон Петру Порошенко.
— То есть, по-вашему, сам факт обнародования разговора Онищенко и Порошенко не столь примечателен?
— Дело в том, что Онищенко обнародовал только часть разговоров. И я полагаю, что это не самая «сильная» часть. Александр Онищенко — серьезный политик, олигарх, миллионер. Он, возможно, в курсе того, что сейчас происходит на Банковой (и уж точно в курсе того, что происходило). И мы с Вами понимаем, что развалить систему, особенно такую порочную, как наша, можно только изнутри (попытки сделать это извне только укрепляют ее). Возможно, это как раз случай Онищенко.
Есть такое понятие, как точка кипения. Сначала мы видим пузырьки, а потом, когда температура поднимается до 100 градусов по Цельсию, вода внезапно закипает. Если компрометирующие власть аудиофайлы будут «выбрасываться» регулярно, то, возможно, будет какой-то эффект.
— Если исходить из этой логики, по мере приближения выборов будут появляться всё более интересные «пленки Онищенко».
— Да, я в этом уверен. Аргументы будут похлеще. То, что «Коля хороший парень», и «делить прибыль 50 на 50» — это слабый аргумент.
Уже даже приверженцы Порошенко (а мы помним, что он победил в первом туре) начинают понимать, что одни барыги просто сменили других. И эти барыги, возможно, еще более циничные, чем банда Януковича. Эффект разочарования может вывести людей на какие-то уличные акции протеста. Но, повторюсь, без финансовых вливаний ничего не выйдет, они сами себя дискредитируют.