Грибаускайте vs Сквернялис: лучшие эпизоды словесной перепалки
Алексей Ильяшевич
Президент Литвы Даля Грибаускайте не стесняется в выражениях, когда хочет раскритиковать премьер-министра Саулюса Сквернялиса. Он с достоинством принимает «удары», но не забывает дерзить в ответ. Аналитический портал RuBaltic.Ru предлагает читателям вспомнить лучшие эпизоды их словесной перепалки.
Дискриминация женщин
В январе этого года Даля Грибаускайте посетовала на то, что женщинам в Литве не позволяют активно участвовать в принятии политических решений. Это, конечно, общемировая тенденция: в 2018 году число женщин на руководящих должностях в крупнейших компаниях мира сократилось на 25%. Но Грибаускайте уверяет, что в этом вопросе Литва отстает от остальных стран Евросоюза.
По мнению президента, о наличии проблемы свидетельствует как раз ситуация в правительстве, где посты министров преимущественно занимают мужчины. Виноват в этом не кто иной, как Саулюс Свернялис и стоящий за ним Литовский союз крестьян и «зеленых» (ЛСЗК).
На это обращал внимание и советник Грибаускайте Довидас Шпокаускас.
В самом деле, когда Сквернялис лишил министерских портфелей Юргиту Петраускене и Лиану Руоките-Йонссон, в правительстве остались одни мужчины. Грибаускайте, будучи известной «борчихой» за права женщин, просто не могла обойти это стороной.
Нарушение Конституции
В прошлом году между Сквернялисом и Грибаускайте разгорелась маленькая война из-за поста министра юстиции. Предлагает кандидатуру премьер-министр, а утверждает — президент. Но утверждать предложенного Сквернялисом адвоката Гедрюса Данелюса Грибаускайте отказалась. Её аргументы главу правительства не удовлетворили.
«Если кто-то считает, что диктат или превышение установленных Конституцией полномочий — нормальное явление, то я не считаю это нормальным», — прозрачно намекнул Сквернялис.
Впрочем, несуразные обвинения в антиконституционных действиях с его стороны — это скорее самозащита.
Чуть ранее Грибаускайте предъявила премьеру точно такие же претензии, когда тот отказался уволить скандального министра сельского хозяйства Бронюса Маркаускаса. Оппоненты уличили его в недобросовестном фермерстве, в то время как Маркаускасу по закону вообще было запрещено заниматься дополнительной работой. «Тем самым и на премьера ложится ответственность за возможное нарушение Конституции», — заявила Грибаускайте.
Аргумент тоже слабоват. В общем, обменялись одинаково неловкими ударами.
Низкий уровень политической культуры
Еще будучи министром внутренних дел Литвы, Сквернялис умудрился вляпаться в абсурдную ситуацию. Дело было так: закованного в наручники двадцатиоднолетнего гражданина Литвы с отклонениями психики везли в больницу. Каким-то образом он умудрился отобрать у полицейского автомат и сбежать, поставив на уши весь город.
Министр внутренних дел и сам охарактеризовал эту ситуацию одним словом: «Позор». Дошло до того, что ему пришлось подать заявление об отставке.
Одной из тех, кто раскритиковал Сквернялиса, оказалась Грибаускайте. Ее возмущение вызвала информация о том, что министр внутренних дел пустил на самотек операцию по поимке беглеца. Если верить спикеру Сейма Лорете Граужинене, он в это время спал. У Сквернялиса другая версия: разговор с Граужинене получился «неадекватным», поэтому его пришлось прервать. В любом случае, по мнению президента, министр проявил себя не лучшим образом.
«С сожалением должна заметить, что Сквернялис не в первый раз демонстрирует низкий уровень политической культуры, пытаясь комментировать или не понимая уровня своей ответственности, — отметила Грибаускайте. — Министр внутренних дел обязан своевременно и исчерпывающе информировать о событиях всех руководителей страны».
Опасный популист
Электронная переписка между Грибаускайте и бывшим лидером либералов Элигиюсом Масюлисом, которого подозревают в коррупции, — это отельная тема. Ее публикация сильно подмочила репутацию Дали Поликарповны (некоторые и вовсе заговорили об угрозе импичмента).
В одном из писем Грибаускайте упомянула о человеке, который вскоре станет ее главным политическим оппонентом.
И стоит отметить, что женская интуиция ее не подвела: Сквернялиса она назвала человеком, который «уже сейчас является опасным популистом, а в будущем это лишь наберет обороты». Что ж, обороты он действительно набрал!
Экс-глава МВД тогда заявил, что критиковать президента в ответ не собирается, поскольку у него другие представления о морали и этике. Но и он, как показывает практика, за словом в карман не полезет.
Бульдозер против «нарисованного фасада»
Очередная словесная перепалка между Грибаускайте и Сквернялисом вспыхнула на волне забастовки учителей в ноябре-декабре прошлого года. Президент страны не поскупилась на эпитеты. По ее мнению, второй год работы правительства был посвящен «демонстрации силы», а «заносчивое всезнайство» правящей партии привело к хаосу во многих сферах. Кабмин она сравнила с бульдозером.
Сквернялис ответил не менее резко: «Мы видим нарисованный фасад, а реальную картину, я думаю, многие политики вроде меня и Буткявичюса могли бы рассказать». К тому же в этот раз премьер-министр все же «уколол» Грибаускайте напоминанием о ее переписке с Масюлисом.
Но самый сильный удар получила тогда не Грибаускайте, а ее товарищи из партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы».
Сквернялис публично заподозрил их в работе на Кремль. Надо полагать, для русофобов-консерваторов это было страшное оскорбление.
Больше вреда, чем пользы
Во время недавнего визита в Израиль Сквернялис опять сел в лужу. Если до этого литовские политики традиционно посещали Палестинскую автономию, то нынешний премьер-министр демонстративно не стал этого делать. «Это нарушает обычную практику ЕС, это нарушает международное право и это посылает очень негативный сигнал палестинцам», — прокомментировал ситуацию заместитель министра иностранных дел Палестины Амаль Джаду.
Грибаускайте тоже решила подлить масла в огонь и заявила, что визит Сквернялиса «принес больше вреда, чем пользы».
Предвыборное мочилово
Презентуя свой избирательный штаб и предвыборную программу, Сквернялис несколько раз раскритиковал политику действующего президента. Например, посетовал на то, что она мешала ему принимать социально ориентированный бюджет и, возможно, снова пыталась нарушить Конституцию: «Я никогда не примирюсь с бюджетом, который будет, возможно, антиконституционным, который будет запрограммирован на снижение социального благополучия граждан, будь то снижение пенсий, зарплат или важных социальных выплат».
Однако самый болезненный удар в выступлении Сквернялиса — это напоминание о том, президент Литвы не может добиться формата двустороннего сотрудничества с США.
Налицо отсылка к позорной встрече лидеров стран Балтии с Дональдом Трампом, который принимал их скопом.
Позор мирового масштаба
Ответ уязвленной Грибаускайте не заставил себя долго ждать. В недавно предложенном «плане-хулигане» Сквернялиса по Белорусской АЭС она обнаружила… нарушение Конституции. «Конституция предусматривает, что решения принимает только президент, внешняя политика осуществляется совместно с правительством. Так что, поскольку данная тема не согласовывалась, а это стратегическая внешнеполитическая цель, я считаю, что налицо антиконституционное действие».
Еще более резко Грибаускайте высказалась после того, как Сквернялис отмежевался от дружбы с латышами.
По ее мнению, высказывание премьер-министра ввергло Литву в «позор мирового масштаба».Сквернялис в ответ пока только оправдывается. Этот раунд словесной перепалки он явно проиграл.