Жизнь в Литве угрожает свободе и безопасности инакомыслящих
Александр Носович
Литовский МИД отказался признавать президентские выборы в России свободными и демократическими. Между тем, в самой Литве политическая жизнь далека от идеалов свободы и демократии. Опыт литовских диссидентов показывает, что реальных инакомыслящих в этой «демократической» и «европейской» стране ожидают уголовные дела и даже тюремные сроки. Выборы президента в следующем году наглядно продемонстрируют, насколько сама Литва соответствует своим принципам «демократии», «прозрачности» и «свободы слова».
В День восстановления независимости, 11 марта, в Литве было объявлено о создании партии «Альтернатива для Литвы». Партия создана в первую очередь как политическая платформа для выдвижения «народного кандидата» на выборах президента Литвы в следующем году.
Программа у «Альтернативы для Литвы» радикальная и по литовским меркам даже революционная. Новое политическое движение не признаёт Литовскую Республику независимым государством и выступает за отказ от политических и геополитических основ современной Литвы. Роспуск Сейма, реформа органов власти, выход из НАТО и объявление нейтралитета.
«После 2019 года наш кандидат на пост президента Литовской Республики, “Президент Народа”, распускает Сейм. Он должен будет сделать это, потому что хозяева паразитов, которые теперь разрушают государственность Литвы, требуют не мира, но войны. Он, в соответствии с Конституцией Литовской Республики, реформирует Закон о выборах, согласно которому должна быть обозначена функция самоуправления народа, возможность прямого управления государством и реформирования судебной системы. Вот главная цель внутренней политики. “Президент Народа” объявляет о политике нейтралитета Литвы. Все миллиардные средства, выделенные на вооружение, немедленно переводятся на меры по возвращению эмигрантов, для обнищавших пенсионеров, многодетных семей, учителей, медиков, на уменьшение социального расслоения, но не на разжигание братоубийственной войны», — говорит один из активистов «Альтернативы для Литвы» литовский публицист Казимерас Юрайтис.
По мнению Юрайтиса, для достойной человеческой жизни литовцам нужны мир и независимость. Ни того, ни другого сегодняшняя Литва не имеет, поэтому публицист обращается к президенту России Владимиру Путину с призывом ходатайствовать в ООН о введении в Литву международного миротворческого контингента, если литовские власти и стоящая за ними «международная банда» попытаются отменить волю народа и не дать стране независимости.
С такой программой, такой риторикой и такими призывами Казимерасу Юрайтису и его соратникам в современных литовских реалиях грозит уголовное преследование и тюремное заключение: опыт последних лет показывает, что литовская Фемида готова карать инакомыслящих и за куда более умеренные «мыслепреступления».
Так, троих литовских общественников обвинили в антигосударственной деятельности за распространение и хранение листовок против НАТО и введения в Литве евро. Призывы вернуть стране национальную валюту (лит) компетентные органы расценили как «производство и распространение предметов, которые разжигают ненависть и дискриминацию по отношению к группе людей из-за социального положения, убеждений и взглядов».
В итоге двое из обвиняемых — Жильвинас Разминас и Олег Титоренко — были осуждены на девять месяцев тюрьмы. За высказывание своего мнения… Демократия!
В 2016 году гражданин Литвы Юрий Субботин написал в комментариях к статье в интернете: «Спасибо Сталину, Снечкусу и советской власти, кому не нравится быть вместе с Россией — вон из Литвы, чемодан, вокзал, Америка». Год спустя Вильнюсский участковый суд приговорил Субботина к году и двум месяцам ограничения свободы. «Подсудимый наказан по статье, предусматривающей ответственность за публичное одобрение, отрицание или грубое преуменьшение советских или нацистских преступлений против Литовской Республики и ее жителей», — прокомментировал свое решение вынесший приговор судья. Правда, впоследствии Вильнюсский окружной суд удовлетворил апелляцию Субботина, оправдав активиста.
Существование в литовском законодательстве уголовной статьи за отрицание «советской оккупации» и публичное одобрение «оккупационного режима» уже многое говорит о том, какая в Литве «свобода слова» и «демократия».
Больше говорит только применение этой статьи на практике. Помимо казуса с Юрием Субботиным, это «дело Палецкиса», которого едва не посадили на пять лет за вскользь брошенное отрицание официальной версии столкновения у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года.
Спустя восемь лет после атаки на Альгирдаса Палецкиса в Вильнюсе завели уголовное дело на 78‑летнего издателя Повиласа Масюлёниса, который перевел на литовский и опубликовал книгу российской журналистки Галины Сапожниковой «Кто кого предал. Как убивали СССР, и что стало с теми, кто пытался его спасти». Весь тираж книги, в которой приводятся показания очевидцев, видевших, что в толпу у Вильнюсской телебашни стреляли не советские военнослужащие, а снайперы «Саюдиса», был конфискован, а пожилого Масюлёниса теперь будут судить за «отрицание советской оккупации и агрессии».
После таких историй Литва — это последняя страна в Европе, которая имеет право рассуждать о демократических стандартах, свободе слова и правах человека, давать оценку прозрачности и демократичности выборов у соседей.
О каких свободных и демократических выборах может говорить страна, в которой объявили импичмент законно избранному президенту Роландасу Паксасу за то, что он якобы был слишком пророссийский, а затем устроили грандиозную фальсификацию с «зависшей системой электронного голосования», чтобы «продавить» переизбрание кандидата американцев Валдаса Адамкуса? В которой неугодным политикам пожизненно запрещено избираться в органы власти даже после того, как суд высшей инстанции оправдал их по всем пунктам?
Максимум возможного плюрализма и демократичности по-литовски — не пересажать Казимераса Юрайтиса и его соратников за «антигосударственную деятельность» в виде призывов к нейтралитету и конституционной реформе и не запретить партию «Альтернатива для Литвы». Способна ли литовская власть на такую малость? Ближе к президентским выборам 2019 года станет понятно. Но верится с трудом.