Американские санкции повышают инвестиционную привлекательность России
Олег Мирославов
США продолжают ужесточать санкции в отношении России, пытаясь, в частности, ограничить иностранные инвестиции в ее энергетический сектор экономики. Но используемые Белым домом механизмы сдерживания международных инвесторов не работают. Подтверждением этого служит успешное размещение облигаций «Газпрома» в Лондоне.
На днях российский газовый концерн разместил в Лондоне выпуск восьмилетних еврооблигаций на 750 млн евро. Это событие заслуживает особого внимания, учитывая тот резко негативный международный фон, который предшествовал выходу российской компании на внешний долговой рынок. Ни широкомасштабная провокация американских и британских спецслужб с отравлением в Солсбери бывшего двойного агента Сергея Скрипаля, ни громкая шумиха в иностранной прессе, ни последовавшие за этим заявления официальных лиц западных стран об очередном ужесточении санкций в отношении Москвы не отпугнули международных инвесторов.
Надо отметить, что давление со стороны британских властей было беспрецедентным. Еще 13 марта в Лондоне проходило road show «Газпрома», а 14 марта Великобритания объявила о высылке 23 российских дипломатов, пригрозив заморозкой российских государственных активов.
Но всё это, похоже, возымело обратный эффект. Интерес к размещению газпромовских бумаг был настолько высок, что монополисту даже удалось на 15% снизить изначальную ставку по купону — до 2,5% (предполагалось 2,875%).
Примечательно, что в размещении, наряду с инвесторами из Германии и континентальной Европы, приняли участие и фонды из самой Великобритании и США. Американский финансовый центр Уолл-стрит исправно выполнял заявки на приобретение для своих клиентов через лондонскую площадку российских ценных бумаг.
В том, что угроза новых санкций не возымела должного эффекта на участников биржевых торгов, нет ничего удивительного. «Газпром» является первоклассным заемщиком, а его способность платить по счетам не вызывает сомнений. Да и финансовые показатели международной деятельности компании говорят сами за себя. Каждый год газовая корпорация планомерно наращивает свою долю европейского рынка сбыта, которая по итогам 2017 года составила 36% (190 млрд куб. м газа). Параллельно, несмотря на все сложности, в интересах Европы в соответствии с заявленным графиком осуществляются такие глобальные газовые инфраструктурные проекты, как «Северный поток — 2» и «Южный поток». Основное финансирование этим двум проектам, стоимость которых 10 млрд евро и 5 млрд евро соответственно, обеспечивает именно «Газпром».
В пользу успешного размещения газпромовских бумаг в Лондоне говорил и факт их востребованности у иностранных инвесторов в ходе road show «Газпрома» в Швейцарии в феврале 2018 года. Компании, несмотря на американские санкции в отношении ряда своих «дочек», удалось разместить пятилетние евробонды на сумму 750 млн швейцарских франков по ставке купона 1,45%.
Такая ставка стала исторически минимальной среди всех выпусков из России на международных рынках, независимо от валюты. А само шестое по счету размещение в Швейцарии стало исторически рекордным и по объему одного транша для российских инвесторов на этом рынке.
Надо отметить, что не последнюю роль в этом рекордном привлечении средств сыграла позиция американского рейтингового агентства S&P, которое накануне открытия книги заявок повысило рейтинг «Газпрома» до «ВВВ-». Это позволило компании получить доступ к швейцарским институциональным инвесторам, включая страховые компании и крупнейших портфельных управляющих активами.
Ранее аналогичный шаг предприняли два других американских агентства — Moody`s и Fitch, благодаря инвестиционному рейтингу которых российские бумаги стали удовлетворять критериям индекса Bloomberg Barclays US Aggregate Bond Index (представляет облигации инвестиционного уровня, которые торгуются в США — прим. RuBaltic.Ru). Всё это также косвенно способствовало успеху последующих размещений российского концерна в Швейцарии и Великобритании.
Выходит, что американские секторальные санкции вовсе и не являются никакими ограничениями, раз международные инвесторы, включая самих же американцев, продолжают делать c Россией business as usual.
На этом фоне неестественной выглядела реакция министра энергетики США Рика Перри, который на слушаниях в Комитете по торговле, науке и транспорту Сената Конгресса США заявил, что удивлен фактом поставки российского сжиженного природного газа в Америку. По словам чиновника, он был ошеломлен информацией о российских поставках в штат Массачусетс (Бостон) в то время, как «Америка сама добывает значительные объемы газа».
За скобками его выступления остался ответ на вопрос, почему США закупили газ у российского концерна, чьи «дочки» находятся под американскими санкциями? Этот ответ лежит в плоскости экономики. Причиной всему плохие погодные условия на Восточном побережье США, из-за которых цена за 1 тыс. куб. м «голубого топлива» выросла в разы.
На первый взгляд, всё это выглядит как политика двойных стандартов. Там, где ситуация отвечает интересам американской администрации, причем неважно, кто является поставщиком и находится ли он в черном списке санкций, это чистый бизнес. В противном случае конкуренты становятся объектом пресловутых санкций.
Великобритания поступает аналогично. Громкий внешнеполитический скандал и недружественные шаги в отношении России (высылка 23 дипломатов — прим. RuBaltic.Ru) — всё это не стало помехой для закупок российского газа ввиду острой нехватки энергоресурсов из-за аномально холодной погоды. Что касается заявления премьер-министра Терезы Мэй в британском парламенте о планах по сокращению объемов закупок у «Газпрома», то в Москве к этому отнеслись с пониманием.
Министр энергетики РФ Александр Новак, комментируя угрозы британского политика, заявил о том, что «это право каждой коммерческой организации и страны — выбирать свою энергетическую политику». Как подчеркнул чиновник, «Россия поставляет газ в Европу, исходя из потребностей, на абсолютно конкурентных условиях, и продолжит эту работу в дальнейшем».
Можно только еще раз удивиться лицемерию британских властей, которые, выступая за ужесточение санкций в отношении России, извлекают финансовую выгоду из каждого размещения российских компаний на площадке лондонского Сити. Тот же «Газпром» мог бы без особого труда и с большим успехом разместить облигации, к примеру, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — в Сингапуре или Гонконге. Но англичане сами дали понять, что заинтересованы в россиянах, позволив в конце 2017 года провести успешное IPO в Лондоне энергетической компании «En+» Олега Дерипаски. В отношении Дерипаски на тот момент уже циркулировала информация о его предстоящем включении Белым домом в санкционные списки. Тогда на долговом рынке удалось привлечь 1 млрд долларов США. Почему так происходит? Да потому, что Лондон, ввиду предстоящего Brexit, боится утратить статус мировой финансовой столицы и готов продолжать сотрудничать с российскими компаниями в формате business as usual.