В Варшаве недовольны позицией партии «Избирательная акция поляков Литвы — Союз христианских семей» (ИАПЛ-СХС), которая расходится с генеральной антироссийской линией политической элиты страны. Руководство Польши дает понять, что более не считает эту партию выразителем интересов польского меньшинства в прибалтийской республике. Об этом говорится в вышедшей в ноябре статье некого Антония Радченко на портале Nowa Europa Wschodnia, который существует при финансовой поддержке Министерства культуры и национального наследия Республики Польша.
В материале Радченко польское меньшинство названо «третьей стороной в межгосударственных польско-литовских отношениях», а ИАПЛ-СХС обвиняется во «флирте с Кремлем». Особое негодование автора вызвал тот факт, что лидеры этой политической партии Вальдемар Томашевский и Эдмунд Шот «в последние годы, уже после аннексии Крыма, маршировали 9 мая с лентами святого Георгия».
Впрочем, недовольство Радченко георгиевской лентой можно понять: журналист известен своими проукраинскими взглядами. Он, в частности, принимал участие в киевском Майдане, где пытался создать медийную картинку о поддержке «революции достоинства» литовскими поляками.
С точки зрения журналиста, ранее польские власти совершили ошибку, сделав ставку на ИАПЛ-СХС как единственного представителя польских интересов в Литве, так как эта партия не стала силой, лоббирующей эти интересы, а стала «образованием, в значительной степени дирижирующим польской дипломатией и всё ближе и ближе флиртующим с Кремлем и местными русскими деятелями промосковской ориентации».
Однако сейчас, по мнению автора, польские власти осознали эту ошибку и изменили свою позицию. В качестве доказательства он приводит слова из недавнего интервью главы администрации польского президента Кшиштофа Щерского:
«Проводя политику в отношении поляков в Литве, мы должны помнить о диверсификации местной польской общины. Существуют по крайней мере три группы поляков в Литве, и каждая из них имеет разную стратегию действий, в то время как в польские СМИ просачиваются в основном эмоции или аргументы одной из этих групп. Во время диагностики ситуации поляков в Литве стоит остерегаться стереотипов и упрощенных схем», — отметил он.
Кроме того, в статье цитируется высказывание нового польского посла в Литве Уршулы Дорошевской по поводу ношения георгиевской ленты и празднования 9 Мая лидерами ИАПЛ-СХС:
«На восток от Польши, в странах, в которых присутствовала советская пропаганда, 9 Мая празднуют как День Победы. Мы против, потому что не было победы ни для Польши, ни для Литвы, это не повод для празднования», — заявила она.
В материале отмечается, что перемена позиции польских властей в отношении польского меньшинства не будет легкой, так как ИАПЛ-СХС, которая перестает быть главным представителем Польши в Литве, будет пытаться восстановить положение «монополиста» при помощи различных радикальных групп (кресовяков и националистов), известных своей антилитовской риторикой.
«Всё это не меняет того факта, что слова Кшиштофа Щерского чрезвычайно важны. Они показывают, что в Варшаве поняли, что поляки в Литве не являются монолитом, а доверенная ИАПЛ монополия на представительство интересов польского меньшинства приводит к патологии», — делает окончательный вывод автор статьи.
На материал в Nowa Europa Wschodnia, который, по сути, выражает официальную точку зрения правительства «Права и справедливости» («ПиС»), резко негативно отреагировали в националистическом сообществе страны. На днях на правом портале prawica.net появилась статья журналиста Аркадиуша Миксы под названием «Поляки в Литве — это российская агентура?». В ней автор констатирует, что в отношении польского меньшинства политика якобы патриотической и правой «ПиС» ничем не отличается от предыдущей политики либеральной «Гражданской платформы» («ГП»).
«Прошло 8 лет, и министр якобы патриотической, правой партии, которая якобы является патриотическим противовесом для предателей и изменников из “ГП”, говорит полякам примерно то же самое: сделайте милость, заткнитесь, стисните зубы, даже если вам больно, потому что для нас, там, в Варшаве, важнее, чем вы, хорошие отношения с Литвой, которая, наряду с такими силами, как Латвия, Эстония и Грузия, является нашим защитным зонтом на случай войны с Россией. А вообще ваши стенания свидетельствуют о том, что вы, наверное, являетесь российской пятой колонной в Литве», — пишет Микса.
По мнению журналиста, власти как Литвы, так и Польши недовольны тем, что лидер ИАПЛ-СХС Вальдемар Томашевский смог договориться с российским меньшинством, которое точно так же притесняется в стране, как и польское.
«Этот альянс был создан ведь только потому, что Варшава не заботилась о положении поляков в Литве, и местные поляки, благодаря созданию единого списка с русскими, стали в конце концов в литовском парламенте силой, с которой литовцы были вынуждены начать хоть немного считаться», — подчеркивает он.
При этом, как отмечает Микса, Варшава не только не помогает, но и «косо смотрит на самоорганизующихся литовских поляков», что само по себе является курьезной ситуацией в польской внешней политике. Журналист добавляет, что, с его личной точки зрения, именно Вальдемар Томашевский, ведущий мудрую и взвешенную политику в интересах польского меньшинства в Литве, является наиболее достойным кандидатом на пост президента Польши.
«Так Польша руками МИД проводит нелепую, если не сказать скандальную политику, жертвой которой становятся десятки тысяч поляков в Литве и их лидер, который является гораздо более талантливым и трудолюбивым политиком, чем политики правящей партии в Польше», — констатирует он.
Позиция автора была поддержана читателями портала. Так, наибольшее количество лайков собрал следующий комментарий:
«Польша с 1989 года вела и далее проводит политику, направленную против польского меньшинства в Литве, Беларуси и Украине. Эта политика является результатом, с одной стороны, ментального застревания в концепции Гедройца и заболевания в отношении москалей; c другой — реализацией в секторе восточной политики предложений или просто приказов, исходящих от США.
Ошибкой польского меньшинства на Кресах было то, что оно 28 лет питало иллюзии, что Польское государство в состоянии его защитить. Если бы оно меньше смотрело на Варшаву, а больше пыталось проводить автономную политику, то эффект был бы, наверное, лучше. Это хорошо понял Томашевский, который выделяется политической подготовкой на фоне других представителей польского меньшинства.
Представляется, что у поляков на Кресах есть два варианта: либо утратить национальный облик при пассивности Варшавы, либо искать другие решения. Причем в существующих условиях тем, другим решением является сотрудничество в Литве с российским меньшинством при некоторой поддержке России…» — пишет читатель с ником mapa.
Следует отметить, что, с точки зрения политических элит в Варшаве, поляки, проживающие в Литве, уже давно являются какими-то «неправильными» поляками, так как не разделяют навязываемых им антироссийских взглядов. В этом смысле претензии к ним со стороны нынешних польских властей не являются чем-то необычным. Однако желание руководства Польши «диверсифицировать отношения» с местной польской общиной вызывает вопросы, поскольку в Литве нет реальных политических сил, выражающих интересы поляков, кроме ИАПЛ-СХС.
С кем же тогда дружить?
По всей видимости, в Варшаве решили активизировать деятельность, направленную на раскол польского меньшинства в Литве.