Политика Политика

Ошибка Европы: проблему Каталонии отложили в долгий ящик

Тема «брексита» не уходит с первых полос европейских и американских изданий. Заключит ли Соединенное Королевство сделку с ЕС? Сможет ли лидер Лейбористской партии Джереми Корбин настоять на втором референдуме? Но политическая нестабильность в Европе связана не только с Великобританией: достаточно взглянуть на Каталонию. После конституционного кризиса в прошлом году регион не обрел независимость. Его проблему попытались отложить в долгий ящик, и это, очевидно, было не самое лучшее решение.

Традиции сепаратизма

Сегодня мы знаем Каталонию как один из важнейших туристических пунктов в европейских маршрутах. Но история Каталонии — это не только Гауди, Дали и танец сардана. У региона богатое прошлое, и каталонцы были известны не только и не столько своей культурой.

Когда каталонскую независимость провозглашали в прошлый раз, Барселону пришлось штурмовать. Одним из ключевых моментов войны за испанское наследство стало взятие этого города 11 сентября 1714 года.

Для каталонцев потеря независимости стала национальным поражением, хотя с тех пор 11 сентября они празднуют как Национальный день Каталонии (Диаду) — важнейшую дату для националистов, которые чтут память защитников города.

При Франсиско Франко, который стоял у руля Испании с 1939 года, здесь были полностью запрещены каталанский язык и местные партии. Автономию регион получил лишь после смерти диктатора в 1975 году.

Как оказалось, давление не только не уничтожило каталонскую культуру, но и усилило движение за независимость. Год от года демонстрации в Национальный день становились все более массовыми.

В шаге от независимости

Нельзя сказать, что права каталонцев были сильно ущемлены: еще в 1979 году региону был присвоен автономный статус, а каталанский язык признан официальным в регионе.

В 1979 году Уставом Каталонии ее жители были провозглашены отдельным народом, а политическое правление стало осуществляться Женералитатом (или Женералитетом) Каталонии.

Представители этой испанской провинции в 2005 году добились создания собственной доменной зоны, став, по сути, первым языковым и культурным сообществом в мире, имеющим собственное доменное имя в интернете. Но основная цель сепаратистов не была достигнута.

Еще в 1976 году в Каталонии прошли крупные манифестации под лозунгами «Свобода, амнистия, автономное государство». Каталонский национализм получил большую поддержку среди населения, когда Испанию затронул экономический кризис в начале XXI века, — регион оказался в положении донора, помогающего соседям по королевству справиться с финансовыми трудностями.

Это дало сепаратистам повод все громче говорить о необходимости обретения независимости. А вскоре от слов они перешли к действиям.

В 2009 и 2010 году в Каталонии прошли неофициальные консультативные референдумы о независимости автономии. В январе 2013 года парламент Каталонии принял Декларацию о ее суверенитете. Опрос о политическом будущем региона 9 ноября 2014 года, по мнению националистов, показал, что подавляющее большинство проголосовавших высказалось за независимость региона.

Но на первые страницы мировых таблоидов Каталония попала лишь в 2017 году, когда 1 октября в провинции был проведен референдум, по результатам которого правительством региона была принята декларация независимости.

Власти Испании сочли эти действия юридически ничтожными, воспользовавшись 155 статьей Конституции страны (она позволяет центральной власти отменять решения региональных правительств, противоречащие испанским законам). В Каталонии было распущено правительство и введено прямое управление.

Сепаратисты никуда не делись

Когда 21 декабря 2017 года состоялись объявленные центральными властями Испании досрочные выборы в Каталонский парламент, стало понятно, что большинство мест по их результатам получила коалиция сторонников независимости региона (47,5 % голосов и 70 депутатских мест из 135). 

То есть на смену одним сепаратистам пришли другие. Воля народа — ничего не поделаешь!

Разумеется, уличную активность действия Мадрида также не снизили. Уже в этом году в ходе акций протеста в честь первой годовщины попытки проведения референдума о независимости Каталонии пострадали

43 человека.

Манифестанты сминали кордоны полиции у здания национального парламента в Барселоне, поджигали мусорные контейнеры, строили баррикады. На демонстрации выходили и студенты, требовавшие принятия декларации о независимости. Они написали перед Главным полицейским управлением на проезжей части девиз демонстрации — «1 октября, не забудем, не простим». А чуть более недели назад в Барселоне снова произошли стычки между правоохранителями и сторонниками независимости.

Протесты, сопровождаемые насилием, становятся обыденным явлением. Тем удивительнее, что ни Мадрид, ни Евросоюз, ни мировая общественность не ставят вопрос ребром: что делать с Каталонией?

Тем временем руководство движения за независимость Каталонии и экс-глава Женералитета Карлес Пучдемон осуждают уличные беспорядки, призывая к ненасильственному протесту: борьба за независимость Каталонии должна продолжаться, но легитимными методами.

Они протестуют против обвинительного заключения испанской прокуратуры в отношении политиков Барселоны, принимавших участие в организации референдума о независимости автономии. По их мнению, и прокуратура, и правительственные юристы «ищут мести».

В ноябре президент Каталонии Ким Торра пообещал усилить политическую активность региона и привлечь международное внимание к каталонскому вопросу. «Мы обратимся ко всем представителям стран Евросоюза, чтобы они увидели, как обращаются с нашими политическими представителями». На этом «борьба» пока что заканчивается.

Есть мнение, что решение каталонской проблемы лежит в реформе Конституции. По результатам опроса, заказанного газетой La Vanguardia, большинство испанцев выступает за внесение изменений в главный закон страны, в которых были бы четко разграничены полномочия государства и местных властей. Примерно такое же число сторонников реформ характерно и для Каталонии (69,9% на фоне 68,8% по стране).

Логично, что правительство не вдохновлено идеей обретения Каталонией независимости и в целом придерживается мнения, которое в 2017 году выразил испанский министр юстиции Рафаэль Катала: референдум был «бессмысленным и недемократичным».

Кстати, недавно организаторов опроса о независимости Каталонии оштрафовали на 10 миллионов евро. Теперь бывшие члены каталонского правительства должны вернуть государственные средства, потраченные на опрос в 2014 году, и возместить судебные издержки. Очевидно, делать это они не торопятся и считают свои действия законными.

Эти и другие новости, которые регулярно приходят из Испании, наглядно показывают, что Европе еще предстоит решить вопрос Каталонии. И чем раньше, тем лучше.

А что будет дальше?

Итак, сегодня в Каталонии сохраняется состояние политической нестабильности, поскольку регион продолжает отстаивать идеи независимости. Испанские власти не признали и вряд ли признают результаты референдума. Отсюда протесты, стычки, баррикады и не менее острые (хотя и менее эффектные) политические баталии. Все то, что мы видели до и во время референдума. Так зачем он проводился?

Возможно, решить вопрос поможет реформа Конституции, которая явно назрела и которую готова поддержать общественность как в Каталонии, так и во всей Испании. Вот только состоится ли она? Неизвестно.
Известно, по крайней мере, что безобразной гражданской войны с обстрелами жилых кварталов из артиллерии пока не предвидится. Но на всякий случай приезжие из Испании и других стран Европы уезжают из Барселоны — вопрос независимости разделил общество, и для многих это становится причиной попрощаться с городом.
Читайте также
16 ноября 2018
Украинские политики привыкли, что в последние годы им многое сходит с рук. В ответ на царящий в стране беспредел западные покровители обычно пожимают плечами: что поделать, демократия на постсоветском пространстве еще незрелая!
17 ноября 2018
Складывается впечатление, что страны Балтии старательно работают над укреплением своего имиджа… недовольных стран. Львиная доля новостей о Прибалтике связана с возмущением, негодованием, осуждением, протестами.
14 ноября 2018
Мониторинговая миссия ООН по правам человека на Украине проверит информацию о существовании детских лагерей праворадикальных групп в стране, заявила комиссар организации по правам человека Равину Шамдасани.
15 ноября 2018
Нельзя учить детей воевать, заявил глава Константинопольского патриархата Варфоломей, обращая внимание на сюжет телеканала «Евроньюс» об обучении стрельбе в украинских военных лагерях.