Сотрудники Министерства обороны Польши возложили венок к мемориалу воинам Красной армии в Словакии и стали жертвой собственной политики декоммунизации. Теперь ведомство самого известного в Польше борца с советским прошлым Антони Мацеревича обвиняется в нарушении закона о запрете пропаганды коммунизма, а чиновники Минобороны оправдываются, что понятия не имеют, откуда на советском памятнике взялся их венок.
В начале октября официальные делегации нескольких стран съехались в Словакию почтить память о проходившей в этой стране Карпатско-Дуклинской операции Красной армии. В словацком городке Свиднике они посетили мемориальный комплекс советским военным, в центре которого перед 37‑метровой стелой, увенчанной пятиконечной звездой, стоит четырехметровый бронзовый солдат Красной армии.
К ногам солдата возложили венки представители военных ведомств России, Словакии, Украины и Польши. Когда о почтении советского монумента венком с бело-красной лентой и надписью «Министерство национальной обороны» узнали в Польше, разгорелся настоящий скандал.
Ведь именно министр обороны Польши Антони Мацеревич десятилетиями считается самым убежденным в стране сторонником политики декоммунизации и в нынешней должности является одним из функционеров, отвечающих за снос советских памятников.
Поэтому оппоненты правящей партии «Право и справедливость» не упустили возможности уцепиться за историю с венком. «Это немного коварно, но я буду требовать объяснений, не нарушило ли здесь министерство Антони Мацеревича предписаний, запрещающих пропаганду коммунизма. Правительство стремится убрать все советские памятники в Польше, в то время как рядом с таким же памятником, находящимся в десяти километрах от польской границы, появляется венок с лентой Министерства национальной обороны», — заявил независимый депутат Сейма Польши Януш Саноцкий, обещавший подготовить депутатский запрос об отходе ведомства Мацеревича от политики декоммунизации.
При этом сам депутат не видит ничего плохого в возложении делегатами от Польши почетного венка воину-красноармейцу. «Я считаю, что мы не должны уничтожать все советские памятники. Ведь те солдаты сражались с фашистской Германией», — сказал Саноцкий.
В Словакии, где был возложен злополучный венок, тоже не видят в ситуации ничего криминального.
Никто из союзников Польши по Вышеградской четверке не разделяет ажиотажного стремления польских властей сносить советские памятники: в Словакии или Чехии мемориалы воинам-красноармейцам стоят совершенно свободно и, за исключением откровенных маргиналов, никто на них не покушается.
«В Словакии мы знаем, что во время Второй мировой войны немецкая фашистская армия была разбита благодаря этой освободительной борьбе советских войск», — прокомментировал возложение цветов к бронзовому советскому солдату директор бюро информации словацкого региона Сарис Радомир Янкосек.
Так что единственным, кого задел за живое венок Министерства национальной обороны Польши, стало само Министерство национальной обороны Польши. Сотрудники военного ведомства не нашли ничего лучше, чем начать оправдываться в стиле «я не я и лошадь не моя».
«Мы проверяем, откуда там появились эти цветы, по чьей инициативе к ним добавлена лента с надписью “Министерство национальной обороны Речи Посполитой”. Это ленты строгой подотчетности. Такие ленты может использовать только наше министерство», — сообщила прессе официальный представитель Минобороны подполковник Анна Пензел Войтович.
Скандал с венком идеально укладывается в информационную кампанию против Антони Мацеревича: польская оппозиция совершенно серьезно доказывает, что министр обороны от «Права и справедливости» — «агент Кремля». Польский журналист Томаш Пентек опубликовал книгу «Мацеревич и его тайны», в которой утверждает, что главный русофоб Третьей Речи Посполитой связан с ГРУ, связи его ближайших соратников ведут в Россию, а польскую армию Мацеревич разрушает по заданию Путина.
Паранойя — это бумеранг, который поражает тех, кто им пользуется, и Антони Мацеревич, полжизни отдавший выявлению в польской политике «агентов Кремля», теперь может лично убедиться в справедливости этой истины. Вполне возможно, что история с венком польского Минобороны у ног советского воина-освободителя — это часть информационной кампании противников «Права и справедливости» по дискредитации Мацеревича.
Но возможно и другое.
Возложение венка с польским флагом к памятнику бойцу Красной армии может быть еще одним проявлением тихого сопротивления польского общества войне с прошлым, затеянной правящими польскими правыми.
За год после вступления в силу закона о декоммунизации случаи переименования географических объектов в Польше носят единичный характер. Местные власти, которым поручено проводить политику декоммунизации, в большинстве случаев отказываются переименовывать улицы и площади польских городов, а простые поляки по-прежнему заботятся о советских памятниках и мемориалах социалистического периода.
Происходит откровенный саботаж курса правящей партии. Из без малого тысячи географических объектов, подлежащих декоммунизации, в Польше переименовали несколько десятков. «Тоталитарная топонимика» никуда не исчезла из польских населенных пунктов, потому что абсолютное большинство самоуправлений, говоря по-простому, «забило» на закон о декоммунизации.
Местное население не желает участвовать в общественных слушаниях, посвященных декоммунизации, не хочет отказываться от привычных названий улиц, площадей и мостов.
Прямое поощрение центральной власти привело к осквернению 70 с лишним мемориалов советского времени. Однако в Польше таких памятников несколько тысяч, так что спровоцированные властью вандалы в любом случае оказываются в меньшинстве.
«Я знаю, что в 1944–1956 годах коммунисты убили 50–60 тысяч наших сторонников независимости. В 1956–1989 годах жертв было около 500. Но во время шестилетней немецкой оккупации погибло более шести миллионов польских граждан, 90 процентов из них — как сообщают исследователи Института национальной памяти — от рук немцев. Польские управленцы, назначенные Советами (потому что только такие руководители были в 45‑летнем периоде Польской Народной Республики), восстановили столицу и страну, обучили новые кадры», — говорится в набирающей популярность петиции депутата Сейма Польши Кореня Моравецкого, призывающего отказаться от сноса памятников советского времени.
Несмотря на многолетнее переписывание истории, память о своем подлинном прошлом жива в польском народе, равно как живо и уважение к этому прошлому.От этого глухой саботаж кампании по переименованию улиц. От этого случаи, когда простые поляки восставали против сноса памятников Красной армии в своих городах. От этого же, возможно, и венок с польским флагом и подписью «Министерство национальной обороны Польши» у памятника советскому солдату в Словакии.