Политика Политика

Три обезьяны Ринкевича: убытки Латвии от санкций – российская пропаганда

Министр сообщения Латвии Анрийс Матисс на следующей неделе отправится в Москву для возобновления в полном объеме железнодорожных перевозок из России. Матисс подчеркнул, что потеря российского транзита обойдется Латвии в 1,6 миллиарда евро убытков и 50 тысяч безработных. В то же время, министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич отмел всякую критику в адрес своей внешней политики, заявив, что новости об убытках Латвии от санкций – часть информационной пропаганды. Такая позиция означает, что Латвия окончательно потеряет транзит и все оставшиеся отрасли экономики, связывающие её с Россией – ведь правящие прямо говорят, что рабочие места и деньги в бюджете для них — не главное.

В буддизме существует идея отрешения от зла, символизируемая тремя обезьянами. В наиболее популярной версии она звучит так: если я не вижу зла, не слышу зла и не говорю о зле, то зла для меня не существует. После полутора лет эпопеи с санкциями правящий латышский истеблишмент, похоже, решил устранять все проблемы от санкций путем буддистской медитации. «Если мы закрываем глаза на санкции, не слушаем разговоров про санкции и не говорим о санкциях, то ущерба от санкций для Латвии не существует».

Именно такой «путь просветления» избрал для себя глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич, от бесконечных разговоров об убытках, которые наносят латвийской экономике он сам и его ведомство, практически впавший в нирвану. «Эти страшилки мы слышим уже больше года: "Латвия больше всего пострадает от санкций", "ВВП упадет на 20%", "убытки будут оцениваться в миллиардах". Но статистика и экономические показатели эти домыслы полностью опровергают, — заявил Эдгар Ринкевич в интервью латвийскому Delfi, посвященному теме последствий политики санкций для Латвии. — Поэтому я оцениваю такие сообщения в СМИ как часть информационной пропаганды, цель которой — пошатнуть принципиальную позицию Латвии».

В том же интервью министр иностранных дел заявил, что интересы юрмальских предпринимателей, латвийских портовиков, железнодорожников и прочих налогоплательщиков, несущих убытки от войны санкций, не могут быть выше принципиальной внешнеполитической линии Латвии.

«Государство работает в интересах общества. Но нельзя смотреть на ситуацию только с экономической точки зрения — мол, давайте продолжать торговать, прибыль важнее….А тем, кто сейчас говорит "давайте все забудем и начнем торговать", я хочу напомнить, что этот вопрос касается напрямую и безопасности Латвии», — заявил Эдгар Ринкевич.

Интервью латвийского министра помимо прочего демонстрирует всю «глубину» понимания официальной Ригой международной ситуации. Например, Ринкевич утверждает, что с помощью санкций Россию можно вынудить начать переговоры. Но ведь со времен Соглашения об ассоциации Украины с ЕС требования России заключаются именно в том, чтобы начать переговоры! А ей вместо переговоров вводят санкции.

«Без санкций мы бы не смогли дойти до подписания Минского соглашения», — говорит Эдгар Ринкевич так, словно Латвия к Минскому соглашению шла. Тогда как на самом деле Минское соглашение было полной неожиданностью — демаршем Германии и Франции против США и их лобби в Европе, которое (включая Латвию) в разгар боев на Донбассе истерически требовало поставлять Киеву оружие НАТО. Наконец, чего стоит пассаж про Иран: «Санкции не дают моментального результата. Пример Ирана четко показал, что применяя такую политику последовательно, можно добиться и начала переговорного процесса, и результатов». Первые санкции против Ирана были введены после революции Хомейни 1979 года, то есть результат политика санкций дала через 35 лет. В Латвии живые люди-то через 35 лет останутся, чтобы порадоваться результату аналогичной политики санкций против России?

Впрочем, все эти примечательные высказывания, говорящие о качестве латвийской дипломатии — для узкого круга специалистов.

Для населения Латвии важно то, что представитель правящего класса страны в принципе отказался говорить об убытках от санкций, назвав любые новости о них «информационной пропагандой».

Тот самый принцип трех обезьян: ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу.

Так что бойцом информационной войны по Ринкевичу оказывается и министр сообщения Латвии Анрийс Матисс, предупреждающий о миллиардных убытках от потери Латвией российского транзита. Накануне своей поездки в Москву Матисс заявил, что если поток грузов полностью остановится, работу потеряют 50 тысяч человек, а урон для оборота народного хозяйства Латвии составит 1,6 миллиардов евро. К потерявшим работу 50 тысячам человек нужно еще прибавить членов их семей, которые тоже останутся без средств к существованию – цифры потерь для Латвии, чье население меньше двух миллионов, получаются какие-то астрономические. Но для латвийского правительства любые разговоры о безработице и эмиграции будут «российской пропагандой» — так заявил его министр иностранных дел.

Большая ли для Латвии сумма — 1,6 миллиардов евро? В день интервью с Ринкевичем премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма отказалась от индексации пенсий в бюджете на 2016 год – для перерасчета пенсий с повышением в следующем году необходимо 4,1 миллиона евро, а в латвийском бюджете даже таких лишних денег нет. Министерство благосостояния Латвии тоже отказалось повышать минимальную зарплату – она как была, так и останется равной 360-ти евро. Дефицит финансирования латвийских дорог составляет 700 миллионов евро, причем в срочном ремонте нуждаются 50% всех дорог и мостов Латвии.

При этом глава МИД говорит, что проблемы Латвии – не из-за её внешней политики, да и проблем-то особых нет: все разговоры о них – «российская пропаганда».

Власти Латвии ясно дали понять, что политическая линия на противостояние с Россией для них превыше всего, включая транзит, торговлю, доходы, налоги, зарплаты, бюджет, национальный доход и людей.

С таким руководством Латвии неизбежно придется распрощаться с российским транзитом: это руководство предпочтет потери транзита не увидеть, не услышать, никому ничего не сказать. И все разговоры «от земли» о зарплатах, пособиях на ребенка, ценах, рабочих местах и прочем будут бесполезны для правителей Латвии, перешедших на высшую ступень просветления.

Для того, чтобы понять, как там, наверху, воспринимают разговоры о сегодняшнем положении Латвии, достаточно ко всем новостям о санкциях добавлять частицу «не» (в рамках борьбы с информационной пропагандой). Латвия НЕ может потерять 1,6 миллиарда долларов и 50 тысяч рабочих мест из-за потери транзита. Латвийские перевозчики, молочная и рыбоконсервная отрасль НЕ пострадали от войны санкций. В Латвии НЕ растет безработица. Из Латвии НЕ планирует эмигрировать каждый четвертый житель. Население двухмиллионной страны НЕ убывает на 33 человека в день.

Спорить с латвийскими руководителями по этим фактам бесполезно. Можно сколько угодно рассказывать правящим о бедности и прочих мелочах жизни: в своей борьбе с «российской пропагандой» они уже дошли до высшей ступени просветления и постигли дзен.