Ховард Сладкоголосый: эксперт из США рекламирует нейтралитет Беларуси
Александр Носович
Президент американского Джеймстаунского фонда Глен Ховард в интервью белорусскому телевидению предложил Беларуси стать «славянской Швейцарией», не скупясь на похвалы официальному Минску. Навязывание доктрины внешнеполитического нейтралитета – это один из методов постепенной геополитической переориентации Беларуси, дрейфа белорусской внешней политики от членства в ЕАЭС и строительства Союзного государства с Россией к сближению с НАТО и Евросоюзом.
Джеймстаунский фонд был основан в 1984 году как фонд поддержки советских перебежчиков, совершивших политическую эмиграцию в США из Советского Союза и других государств социалистического блока. В создании Фонда принял непосредственное участие директор ЦРУ Уильям Кейси, содействовавший получению неправительственной организацией государственного финансирования. В совет директоров Джеймстаунского фонда в разные годы входили экс-президент США Джимми Картер, экс-директор ЦРУ Джеймс Вулси, экс-советник президента США по национальной безопасности, политолог Збигнев Бжезинский.
На своём официальном сайте
Нынешний президент Джеймстаунского фонда Глен Ховард получил широкую известность в первую очередь как «адвокат» «независимой демократической Ичкерии»: в 1990-е годы он возглавлял Американский комитет за мир на Кавказе и занимался изучением конфликта в Чечне. Активность американской НПО на Северном Кавказе в конечном счёте вызвала жёсткую реакцию Москвы. В 2007 году Россия обвинила Джеймстаунский фонд в распространении антироссийской пропаганды на организованных им дебатах о ситуации в Ингушетии. «Организаторы вновь и вновь прибегают к намеренному распространению клеветы о ситуации в Чечне и других регионах российского Северного Кавказа, пользуются услугами сторонников террористов и псевдоэкспертов. Выступающим был выдан карт-бланш на распространение экстремистской пропаганды, разжигание межнациональной и межрелигиозной розни», – говорилось по этому поводу в заявлении МИД России. Кроме того, Джеймстаунский фонд многократно обвиняли в лоббировании интересов чеченских боевиков и работе на ЦРУ.
Новое приоритетное направление на постсоветском пространстве, которое Фонд активно осваивает в последние годы, – это Беларусь, которую американские «экспортёры демократии» хотят склонить к дрейфу от союза с Россией и другими партнёрами по ЕАЭС и ОДКБ к внешнеполитическому нейтралитету.
Прошлой осенью Глен Ховард посетил Минск, где принял участие в работе конференции «Свежий взгляд на “замороженные конфликты” на постсоветском пространстве», организованной в рамках инициативы «Минский диалог». Там президент Джеймстаунского фонда вбросил ключевой посыл: президент Беларуси Александр Лукашенко сможет стать союзником США, если будет держаться нейтралитета во внешней политике. Предельно чёткая формулировка от профессионального «экспортёра демократии»: для того, чтобы стать союзником США, нужно как минимум не быть союзником России.
Эту базовую мысль Глен Ховард развил во время недавнего интервью первому каналу белорусского телевидения.
Американский эксперт дал понять, что демократия для США – это второстепенно.
В случае реализации доктрины внешнеполитического нейтралитета в Вашингтоне готовы принять Беларусь такой, какая она есть, и не требовать от белорусского руководства немедленной «демократизации» (читай – смены режима). «Надо понимать, что всегда требуется определённое время, чтобы демократия развивалась, формировались многопартийные системы и так далее. Иногда Запад давит слишком сильно, чтобы произошли быстрые изменения. Но Беларусь имеет право на свой собственный график», – заявил президент Джеймстаунского фонда.
То есть вопрос демонтажа общественно-политического строя Республики Беларусь снимается с повестки дня, но только в обмен на нейтралитет.
«Очень многие надеются и верят в то, что вы останетесь нейтральной страной. На Западе хотят, чтобы Беларусь была славянской Швейцарией. Вы можете развивать нормальные отношения как с Россией, так и с Западом, – разливался соловьём Глен Ховард, вдруг не пожалевший комплиментов для современной Беларуси. – Вы являетесь ключевым транзитным маршрутом для торговли. Китайцы ведь неспроста так активно инвестируют в Беларусь. Под Минском вы вместе строите огромный индустриальный парк. Наблюдатели во всём этом видят факторы роста и развития вашей страны».
Президент Джеймстаунского фонда справедливо отметил последовательную работу белорусской дипломатии по улучшению отношений Минска со странами Евросоюза и США: «Вы на верном пути, когда работаете над постепенным улучшением отношений, а не делаете это сломя голову. Я вижу тот день, когда много американских и европейских туристов будет стремиться приехать в Беларусь». При этом Глен Ховард, похоже, расходится с белорусским руководством в оценке стратегических задач этой работы, полагая, что она ведётся для ослабления взаимосвязи Минска и Москвы и создания возможностей по балансированию Беларуси между Россией и Западом.
Когда на Западе окончательно осознают, что работа по нормализации внешнеполитических отношений Минска на западном направлении не означает демонтажа Союзного государства и выхода Беларуси из ЕАЭС и ОДКБ, позитивное отношение к этой работе сменится на прямо противоположное.
Ведь вся суть разговоров о нейтралитете Беларуси заключается именно в этом. Если эта страна оказалась настолько крепким орешком, что за 20 лет в ней так и не удалось реализовать «цветную революцию» и поставить у руля марионеточное правительство, совмещающее национализм во внутренней политике и «европейский выбор» во внешней (сценарий, который сработал во многих других постсоветских республиках, начиная с Литвы в конце 1980-х годов и заканчивая Украиной), то для начала можно хотя бы попробовать сделать Беларусь нейтральной страной, позволив ей (в отличие от стран «санитарного кордона») хорошие отношения с Россией, но без стратегического союза и каких-либо форм интеграции на востоке.
За это Джеймстаунский фонд предлагает такие же хорошие отношения с Западом: на первых порах без стратегического союза и без включения Беларуси в свои интеграционные структуры, но уже без членства Минска в ОДКБ. Не будет ни НАТО, ни ОДКБ – будет одна лишь кристально чистая нейтральная Беларусь между ними.
Здесь возникает вопрос на засыпку.
Как разговоры о конструктивном, прагматическом взаимодействии с нейтральной Беларусью согласуются с намерением разместить на белорусской границе постоянные военные базы НАТО?
Получается, в обмен на хорошее отношение и согласие вести политический диалог с Минском настаиваем на отказе Беларуси от союзнических связей на востоке, включая военные связи, а сами тем временем окружаем Беларусь по периметру военными базами?
Это не единственная нестыковка в аргументации «нейтрализаторов» из Джеймстаунского фонда. Вся история этой организации свидетельствует, что она создана и служит целям «ястребов» холодной войны, которые не приемлют слов «прагматизм», «конструктив» или «реализм» в тех случаях, когда речь идёт о «сдерживании России». В ещё большей степени об этом свидетельствует нынешняя деятельность американской НПО, в том числе по Восточной Европе.
Достаточно открыть главную страницу официального сайта Джеймстаунского фонда, чтобы убедиться в том, что по Восточной Европе Фонд разделяет все главные установки американских «ястребов». Милитаризация Балтийского региона и увеличение военного присутствия НАТО в Прибалтике ради защиты стран Балтии от фантомной «русской угрозы», строительство «Междуморья» и «обновление антибольшевистского блока наций», поддержка Киева в войне на Донбассе.
И посреди всего этого внезапный призыв сделать Беларусь «славянской Швейцарией» – нейтральной страной, развивающей отношения с Западом и сохраняющей хорошие отношения с Россией. С чего бы этот единственный проблеск конструктивного подхода к международным отношениям в Восточной Европе посреди всей прочей антироссийской паранойи?
Неужели руководство Джеймстаунского фонда и курирующие НПО государственные организации в Вашингтоне вдруг разглядели всю уникальность белорусской модели, прониклись к Беларуси искренней симпатией и даже любовью и теперь от чистого сердца предлагают ей стать нейтральной «славянской Швейцарией»?
Или Беларусь как таковая их по-прежнему не интересует, а «экспортёр демократии» Глен Ховард толкает в эфире белорусского телевидения сладкоголосые речи про нейтральную Беларусь исключительно для того, чтобы не мытьём, так катаньем лишить Беларусь ближайшего союзника - России?